Grande galerie №№65-66

Заметка о выкупе картины, признанной во Франции народным достоянием. Меня в ней удивило то, что народным достоянием картину признали в 2019 году, а выкупили только в 2023. Мне казалось, что это должно было произойти как-то быстрее. Но, видимо, в моей голове это смешалось с préemption, когда государство просто выкупает на аукционе по определившейся в ходе торгов цене. Здесь же всё ещё жёстче (сторонники отсутствия государства могут начинать выражать свои возмущения его присутствием): в момент продажи государство объявляет о причислении шедевра к народному достоянию, после чего этот предмет нельзя вывезти за границу Франции (в данном случае картину Чимабуэ пытались купить американцы). В течение 30 месяцев после этого государство может сделать хозяину предложение о выкупе картины. Если цена хозяина не устраивает, то для оценки назначаются эксперты. Если эта новая цена не устроит государство, то всё, статус снимается, и картину можно экспортировать. В этом случае договорились — удачно, в Лувре как раз следующая большая выставка будет Чимабуэ (сдаётся мне, причинно-следственная связь здесь в обратном направлении).
Купили в музей очередной гобелен, «Диана и Актеон». Мне понравилась фраза в описании: la déesse surprise au bain par Actéon lui jette au front une «onde vengeresse» avant de le transformer en cerf (= прежде чем превратить Актеона в оленя, богиня посылает ему в лоб волну мести). Практически современная фраза про «лучи поддержки».

Статья про мантию кавалера ордена Святого Духа. На одной из фотографий она прекрасно разложена на полу — сразу же вспоминается Хичкок и знаменитое фиолетовое платье из «Топаза».

В журнале приводят несколько примеров влияния этой мантии на современное искусство. Фотография Матисса перед нею, затем фотографии созданной Матиссом мантии. Но мне, если честно, больше понравилась версия от Скиапарелли:


66-й номер вышел прямо перед Олимпиадой, в частности рассказывают, что в рамках культурной программы парижской Олимпиады в Лувре устраивали несколько сеансов спорта и уроков танца. Понятно, что туда было не попасть, понятно, что это скорее символ, чем «нормальная качалка». Ну так именно это и красиво!
Очередные новости о сени Людовика VII. В этот раз пишут, что её нашли в одном из французских замков, «insérée dans des boiseries» — видимо, спрятанной где-то в деревянных перекрытиях. Не знаю, как кого, меня эта история очень сильно цепляет. Примерно как открытие гробницы Тутанхамона (понятно, что не настолько масштабное), только не когда-то давно, а прямо вот сейчас, на наших глазах. Так и рисуешь перед глазами картину человека, заметившего свёрнутый в трубочку коврик. Или человека, понявшего, что именно за коврик перед ним. Кайф!
|
</> |