рейтинг блогов

Тёпленькая не пройдёт!

топ 100 блогов lx_photos29.07.2022 Как уже известно, самолёт со льдом летает не то чтобы хорошо. Просто иногда только вниз.
И пока на дворе в дрова, нам с вами можно в тепле подготовиться к неизбежной зиме. Поэтому сегодня рассмотрим противообледенительное отопление крыла Airbus-320.
Тёпленькая не пройдёт!




И двигатели, и крыло на Airbus-320 обогреваются горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей.
Вся система в руководстве по обслуживанию схематично выглядит примерно так:
Тёпленькая не пройдёт!


Страшно? Вот и мне страшно. Но это ничего. Сейчас мы эту сову разъясним.

Вот часть упрощённой схемы из обучающего курса. Тут показан начальный путь воздуха из системы отбора.
Тёпленькая не пройдёт!

Горячий воздух под давлением поступает в систему отбора от компрессора ВСУ (что в хвосте) или от компрессоров двигателей.
В полёте основным источником воздуха есть двигатели. Они обеспечивают работу системы кондиционирования воздуха и поддержание давления внутри салона.
На земле такой воздух поставляет вспомогательная силовая установка, находящаяся в хвосте самолёта.
Этот воздух поступает к пакам кондиционирования. А также, с целью отопления крыла, к кранам противообледенительной системы.
В носке каждого крыла, чуть наружнее пилона, есть такой кран. При открытии он направляет воздух в три наружных секции предкрылка.

Тёпленькая не пройдёт!
На A320 обогреваются только по три внешние секции предкрылков. Остальные - более внутренние - секции не обогреваются по соображениям аэродинамики. Видимо, крыло там настолько толстое, что небольшой слой льда мало на что влияет.

И в итоге вся система вместе выглядит примерно так:
Тёпленькая не пройдёт!

Включается она только кнопкой на потолочной панели кабины.
Тёпленькая не пройдёт!

При нажатии кнопки на нижнем системном дисплее при выборе системы отбора видна примерно такая картинка:

Слева и справа линий отбора воздуха появляются маленькие треугольники. Жёлтые показывают промежуточное положение кранов, а зелёные - полностью открытое.

Никакого автоматического включения нету. Как вы уже знаете, обледенение пилоты могут узнать по визуальному индикатору между лобовых стёкол кабины, либо по сообщению на дисплее от электрического сигнализатора.
Когда самолёт находится на земле, время работы системы ограничивается полуминутой для предотвращения перегрева предкрылков.

Внутри обогреваемых предкрылков системой перегородок организована сложная траектория горячего воздуха.
Тёпленькая не пройдёт!

При выпущенных предкрылках с их внутренней стороны хорошо видны отверстия, через которые отработавший горячий воздух выходит в природку.
Тёпленькая не пройдёт!
Также на фотке виден рельс, по которому этот предкрылок ездит.
Таких рельсов на каждую секцию имеется по несколько, о чём мы уже узнали при снятии предкрылка.

Помимо рельсов, к предкрылку можно заметить загадошную трубу.
Тёпленькая не пройдёт!

Тёпленькая не пройдёт!

Горячий воздух из системы отбора по трубе внутри носка крыла проходит мимо второй от корня крыла секции предкрылка, подходит к этой телескопической трубе, и по ней попадает внутрь третьей секции.
Тёпленькая не пройдёт!

Вот эта труба слева.
Тёпленькая не пройдёт!

Изнутри этой секции воздух частично выходит наружу, обогревая её. А частично по продольной трубе внутри неё поступает к четвёртой секции, расположенной дальше от фюзеляжа.

Соединяются секции предкрылка вот такими резиновыми гофрами:
Тёпленькая не пройдёт!
Они фиксируются на трубах хомутами.

Ну и конечно же, если на самолёте что-то есть в количестве более одной штуки, то должно быть возможно летать без него.
Так и в нашем случае при отказе крана противообледенения крыла его можно деактивировать. Однако тут возможны нюансы:
Тёпленькая не пройдёт!
Как видно, можно деактивировать один или оба крана в закрытом положении. Однако понятно, что при этом противообледенительная система (ПОС) крыла работать не будет. Поэтому предусмотрено ограничение для полётов в зоне обледенения.
Опять же понятно, что в нашей местности обледенение в полёте возможно чуть чаще, чем всегда. Поэтому целесообразно пользоваться другим вариантом - деактивация крана в открытом положении.
Но тут мы сталкиваемся с конструкцией системы. Получится, что при наличии давления в магистрали отбора воздуха горячий воздух будет сразу же поступать на обогрев предкрылка. И это станет возможным не только при запущенном двигателе и включенном отборе на кондиционирование. А ещё и просто при работе ВСУ на земле и кондиционировании салона.

И вот тут нам полезно вспомнить, что ВСУ подводит воздух в левую магистраль отбора. А в правую воздух от ВСУ поступает только при открытом кране кольцевания магистралей.
Тёпленькая не пройдёт!
И таким образом, правая часть магистрали может быть легко изолирована от давления воздуха отбора от ВСУ просто перекрытием крана кольцевания.
Именно поэтому деактивация в открытом положении допускается только для правого крана. И если нету исправного крана на замену, то в случае левого крыла надо будет переставлять краны между крыльями.

Также для пилотов предусмотрены некоторые поправки в части потребления топлива:
Тёпленькая не пройдёт!

И процедуры при полёте с таким деактивированным открытым краном.
Тёпленькая не пройдёт!

И наконец мы добрались до самой писечки - собственно деактивации крана.
Он находится в носке крыла сразу outboard от пилона двигателя:
Тёпленькая не пройдёт!

Вот такая скоромная панелька сокрывает его от насъ.
Тёпленькая не пройдёт!

Винты на ей, естественно, эйрбасны. И большие.
Тёпленькая не пройдёт!

Но главное в них - что это НЕ винты :))
Тёпленькая не пройдёт!
Применяем к ним отвёртку.
И сымаем.
Тёпленькая не пройдёт!

Теперь становится видно устройство панели доступа.
Тёпленькая не пройдёт!
И заметно, что "винты" эти - в сущности, поворотные замки. И для открытия их надо нажать и повернуть. Тогда панелька вываливается сама вниз.
А в отверстии виден тот самый кран ПОС крыла.
Тёпленькая не пройдёт!

На нём есть два сигнализатора давления. На минимальное и максимально допустимое давления. А сам кран, кроме собственно открытия и закрытия, ещё и регулирует давление воздуха.
Тёпленькая не пройдёт!

Также на корпусе крана виден указатель положения заслонки крана, и винт возле неё.
Тёпленькая не пройдёт!

Деактивация принципиально похожа на таковую у двигательного крана отбора.
Для деактивации надо вывернуть показанный винт, повернуть за указатель заслонку в нужное положение, и зафиксировать её винтом в специально обученное резьбовое отверстие.
Тёпленькая не пройдёт!
И так как кран управляется электричеством, а приводится давлением воздуха, то само извлечение этого винта открывает управляющую полость пневмоцилиндра крана, дополнительно страхуя заслонку от перемещения.

Доступ, как это часто бывает, на вид вполне хороший; а на деле - так себе удовольствие. Рука с инструментом еле пролазит, ни хера не видно.
Тёпленькая не пройдёт!

Но в общем выкручиваем этот винт.
Тёпленькая не пройдёт!

И фиксируем заслонку в нужном положении.
Тёпленькая не пройдёт!

И заканчиваем работу, внедрив панельку в зад. И заодно почитав, чего нам делать лучше не надо:
Тёпленькая не пройдёт!

Такие вот у нас краны с горячей. Не кашляйте.

View Poll: #2119289


Хорошее описание ПОС есть тут:



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Далат считается самым французским из всех вьетнамских городов. Помимо этого, он находится в горах, что создает прекрасный климат и атмосферу. Здесь можно задержаться и на пару-тройку дней, потому как есть что посмотреть и чем себя занять. 3. Я, как знает мой постоянный ...
http://durdom.in.ua/uk/main/article/article_id/26136.phtml Настоятельно рекомендую к прочтению, вопрос "пора валить?" отпадёт сам собой. Когда я смотрю на жизнь русских и их отношение к окружающему миру я испытываю странное чувство. Это не ненависть, так как испытывать к ним ненавист ...
да, друзья мои, я задолжала вам дембельский пост о том, как я 5 дней и 4 ночи была добровольцем в Армии обороны Израиля aka Цахал. ну что я могу сказать... добровольчество было обязательным, но не в этом суть. мы с девицами жили в казарме в обшарпанной ...
Вспомним сегодня четыре самые известные песни на стихи народного поэта Дагестана. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не ...
Олегу Янковскому 80. Не такая уж монументальная цифра по нынешним временам. Но его уже давно нет. О замечательном артисте вспоминает главный редактор журнала "Сноб" театровед Сергей Николаевич. Олег Янковский на съёмках «Ностальгии» Фото: Edoardo Fornaciari / Getty ...