Теория и практика

топ 100 блогов evo_lutio13.12.2016 Теория и практика

Между теорией и практикой существует разрыв.

У некоторых людей этот разрыв небольшой и преодолеть его, то есть интегрировать теорию в практику, вполне реально. У других людей разрыв такой большой, что теория никак не влияет на практику, то есть знать они может и знают, но умозрительно, а применять на практике не могут.

А иногда разрыв бывает настолько большим, что попытка применить теорию на практике дает обратный эффект, разрушительный, и теория начинает казаться вредной.

Вообще, зачем нужна теория?

Теория - это обобщение опыта предшественников. Если бы каждый человек все постигал эмпирическим путем, то есть на собственном, личном опыте, он вечно изобретал бы колесо. Кое-какие простые навыки он мог бы скопировать у старших товарищей, но, не зная никакой теории, то есть не услышав от них описание алгоритма, он бы не смог овладеть сложными навыками, не понял бы, как это делать.

То есть теория помогает многократно увеличить эффективность обучения. Человек не проходит заново путь предшественников, а получает их опыт в виде программы, которую может установить себе. Однако в отличие от компьютера установка программы происходит не механическим нажиманием кнопок, а в процессе так называемой интеграции теории в практику. Через осмысление: анализ (разложение на части) и новый синтез (собственное конструирование).

Правильная интеграция помогает преодолеть тот самый разрыв между теорией и практикой, который делает теорию бесполезной.

От чего это зависит?

Успешная интеграция теории в практику зависит, в основном, от двух вещей.

1. От собственной мотивации.

2. От правильной настройки локуса.

1.

Главная слабость школьного обучения - низкая мотивация для изучения теории.

Школьник не имеет потребности тратить свою энергию на запоминание дат, формул, схем, потому что он не видит их практического применения, не стремится делать что-то на основе этих формул, сам не рвется решать никакие задачи. Вот когда ему надо решать какую-то задачу и к этому есть собственный мотив, он готов много отдать за то, чтобы найти нужную формулу. Он готов перерыть все учебники, если горит мотивом. И найдя эту формулу, он буквально впитывает ее своей памятью, запоминает быстро и основательно. Тут же применяет и запоминает еще лучше. Но все это происходит только в процессе решения задачи, а не отдельно от этого процесса.

То же самое происходит с любой теорией. Вы не сможете дочитать и тем более не сумеете запомнить статью на тему, которая в данный момент вас не касается или касается не очень или противоречит вашему ходу мыслей. Но вы буквально проглотите десяток или десятки статей, если находитесь в поиске решения проблемы, которая в этих статьях описана и описана с убедительной для вас стороны. Вы будете жадно впитывать каждое слово и уровень запоминания и понимания поднимется во много раз (хотя чрезмерная потребность заставляет видеть в тексте то, чего там нет, проецировать желаемое).

Когда мотивации нет, мозг находится в спящем режиме или занимается решением какой-то другой задачи, направить своей внимание сюда невозможно. Когда есть собственный поиск в этом направлении, концентрация внимания возрастает, поглощаемость информации увеличивается. Это похоже на щупальце, которым насекомое обхватывает пищу. Цепко и быстро, но только если хочет есть и нашла это съедобным.

Поэтому главное условие для хорошего усвоения теории: вы должны быть в собственном активном поиске решения описанной проблемы. Усвоить теорию на всякий случай и впрок невозможно. Вы должны решать какую-то свою(!) задачу, лучше практическую, хотя некоторых людей и решение теоретических задач очень мотивирует, но это люди научного, аналитического склада, для них ментальное конструирование является практикой. Но большинство людей ориентируются на то, что приносит им непосредственное удовольствие и выгоду, связано с их работой (и учебой) или личной жизнью (семьей, любовью, дружбой).

"Мне это не интересно" - "А мне интересно" - это разница в мотивации. Первый не понял, куда это можно было бы применить и зачем, а второй увидел, как именно это может лично ему пригодиться.

"Я ничего не понял" - "А я понял все" - разница тоже в мотивации чаще всего. Первый не стал вникать, потому что голова его занята другим, а второй увидел ответы на свои вопросы и внимание его включилось на полную, а с ним - и понимание.

Поэтому если вы хотите чему-то научиться - применяйте теорию на практике, решайте интересную и полезную вам задачу.

2.

Второе условие для усвоения теории - нормальный локус контроля.

Если вы пытаетесь использовать теорию как инструкцию, отключив свой собственный критический разум и свою проактивность, то есть хотите быть слепым механизмом, который в точности повторяет описанную в теории схему, не осмысляя и не адаптируя к своей собственной ситуации, теория становится для вас бесполезна или даже вредна.

Все примеры, которые приводятся в теории (в том числе и в моем блоге) это приблизительные конструкции для иллюстрации работы алгоритма. Я стараюсь охватить максимум вариантов, но всегда останется простор для индивидуальных случаев. Ваша личная ситуация всегда будет отличаться. Нельзя воспринимать теорию как инструкцию и пытаться послушно приложить к себе. Надо понять суть, а дальше осмысленно(!) использовать эту суть для своего случая. Надо взять из теории ее гибкую конструкцию и создать свой собственный алгоритм проактивным путем, то есть изнутри, осознанно, самостоятельно. И не оптом, а каждый раз для каждого своего случая!

Даже формулы школьной физики применяются для решения задач не простым наложением кальки. Надо сложить массы разных предметов, для этого надо перевести массы в одни единицы, надо увидеть, что иногда масса названа другими словами, но это тоже масса, а может быть массу какого-то предмета нужно сначала вычислить, применив другую формулу. То есть необходимо понимание, что такое масса, представление об этом, внутренний образ этого, а не только внешняя формула. Иначе окажется, что массу вы не нашли или приняли за массу что-то другое и решили задачу неверно. Виновата ли в этом формула? Нет, только ваше неумение ее применить, ваше ожидание, чтобы в задаче все точно так же, как в примере учебника, ваше нежелание думать, а желание сэкономить энергию и спать половиной мозга во время решения задач.

Хороший локус контроля дает вам правильный ориентир для применения теории. Вы точно знаете, что ваша задача всегда - особенная и что ответственность за ее решение - на вас. Задача может быть очень похожа на примеры учебника, но все-таки есть обстоятельства, которые вносят в задачу другие элементы, вы должны их учесть, вы должны увидеть, как будет выглядеть общая формула в вашем случае, она изменится, сохранив при этом суть, она усложнится или наоборот упростится. Настройтесь думать, решать, выбирать и взять на себя ответственность за использование теории, не ожидая, что ваша двойка станет виной того, кто подсунул вам шпаргалку с не той формулой. Нет, двойка появится напротив вашей фамилии, а не его.

Баг ученица, которым грешат люди, пишущие мне хвалебные письма (не надо меня хвалить, лучшая похвала, если вы будете применять теорию осознанно, а не послушно) - это ожидание, что кто-то не просто расскажет, как, но и поможет тебе воплотить и даже большую часть возьмет на себя, а ты останешься маленьким и беспомощным, будешь стоять, развесив ушки, и петь дифирамбы авторитету. Каким бы ни был авторитет, ваша интерпретация - это не совсем то, что он имел в виду, а ваша ситуация отличается от той, которую он описывал в примерах. Попытайтесь сначала осмыслить то, что он описывает, поймите суть и логику системы, а потом пересмотрите свою ситуацию, учитывая новое понимание.

То есть чтобы интегрировать теорию в практику, надо поставить в центр себя(!) и свое активное, мыслящее, волевое начало, а теорией пользоваться как инструментом, а не самому становиться пассивным инструментом для воплощения теории. Вы - начало начал, теория - одна из ваших опор.

А с выключенной головой и спящей волей теорию в свою практику вы никак не интегрируете, теория так и останется сама по себе, отдельно.

Какие трудности с воплощением теории, друзья? Только не жалуйтесь, пожалуйста, а пишите, что не получается, почему, и как справляетесь с этим.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
     Да народ, с каждым днем реальность наша все более и более напоминает какой-то приторно тупой американский фильм ужасов. Ну, знаете из таких, что в принципе не имеют ни смысла, ни сколь нибудь логичного сюжета, снятых с единственной целью хорошо напугать, порядком ...
Ученые из Оксфорда задались вопросом: существуют ли устоявшиеся тенденции в среде онлайн-знакомств? Оказалось, что да, и понравятся они явно не всем. Оксфордские исследователи опубликовали статью с анализом онлайн-знакомств. Все выводы были сделаны на основе 150 тысяч ...
Девчонки, я не очень понимаю, как начать. Пожалуй, сейчас будет консилиум. Смотрите, я часто общаюсь с девушками, которые пережили в своей жизни опыт отношений с манипулирующими мужчинами. Разной степени тяжести. Но, как правило, конечно, степень там одна: если уже попала, то всерьёз. Кро ...
Общество индейцев гуна матриархально. Например, во время НЕЁ традиционно проводится ОНО. Назовите ЕЁ одним и ЕГО двумя словами. Картинка ниже не содержит подсказки и поставлена для того, чтобы читатели, у которых не срабатывает тег lj-cut , не увидели ответ сразу. У остальных прошу ...
Курдское селение Ураман Тахт расположено горах Загрос, в западной части Ирана, на границе с Ираком. Городок древний — люди здесь жили еще в эпоху зороастризма, то есть задолго до VII века, когда подавляющее большинство населения приняло Ислам. Об истории Ураман Тахт известно немного, ...