"Теневые" десантные корабли
sergiovillaggio — 25.02.2020 Пришло время завершать мыльную оперу про итальянские десантные корабли, прерванную всякими французами и персоналиями. На сладкое я оставил маленький рассказ о самых "настоящих" десантовозах. Впрочем, у них тоже имелась своя изюминка...Как я уже упоминал, в 1922 году итальянские частные судовладельцы купили два "эльпидифора" из остатков врангелевского флота. Военные не преминули их осмотреть, и на их основе в 1925 году был спроектирован первый более-менее полноценный итальянский десантный корабль - "Адидже". По сути, он представлял собой примерно вдвое уменьшенный "Эльдифор" водоизмещением порядка 800 т и длиной 47 м.
Кораблик вышел так себе, но идея была признана правильной, поэтому в 1932 году выдали заказ на два десантных корабля нового проекта - "Сесия" и "Гарильяно", а в конце 1935 года за ними последовали еще два - "Тирсо" и "Скривия". При одинаковых размерах первый имел водоизмещение 1460 т, а остальные - менее 1100 т. Так сказалось внедрение электросварки!
Любопытный момент: видимо, у итальянцев то ли была какая-то своя "теневая" кораблестроительная программа, то ли они пытались дезинформировать противника, но все пять десантных кораблей официально числились водолеями (cisterna aqua) или "специальными танкерами" (cisterna speziale). Помню, как меня удивлял внешний вид этих "танкеров", когда я еще не знал об их реальном предназначении.
Вот посмотрите на послевоенный снимок "Сесии" - танкер, ага? Больше на паром похож.
На самом деле, "специальные танкеры" представляли собой типичные десантные корабли. Каждый из них мог принимать на борт до батальона пехоты, батарею артиллерии, до 10 автомобилей или танкеток L.3 и 50 мулов. Оригинальная форма подводной части корпуса, подсмотренная у "эльпидифоров", позволяла подходить вплотную к берегу. Также у русских была заимствована дифферентная цистерна в кормовой части, позволявшая притопить корму и еще больше приподнять нос. Вот только носовой выдвижной руль оказался совершенно бесполезным. В носу располагалась 13-метровая выдвижная аппарель (ее видно на снимке). Техника принималась на верхнюю палубу (она была практически свободной от надстроек, хотя по фото этого не скажешь), личный состав мог располагаться на верхней, нижней или навесной палубах.
В общем, это были не водолеи, переоборудованные в десантные корабли, как об этом регулярно пишут (грешен, и я совершал такую ошибку), а специализированные десантные корабли, в мирное время способные выполнять функции водолеев!
Единственным минусом оказалось то, что к 1941 году танкетки L.3 сняди с вооружения, а более тяжелые танки корабли принимать не могли - не позволяла грузоподъемность аппарели. Поэтому штатно вместо танкеток стали брать восемь 75-мм пушек М.75/18 с таким же числом т.н. "артиллерийских тракторов" типа TL.39. Кроме того, корабли стали принимать на борт те самые понтонные парки, про которые уже говорилось в предыдущих постах. Благодаря этому четыре однотипных корабля могли за 19 минут собрать 70-метровый наплавной мост-пирс.
Вот фотографии с учений лета 1942 года, показывающие, как это выглядело на практике:
1. Корабли подходят к берегу; аппарели выдвинуты, но пока не опущены. На грузовой палубе и на бортах видны понтоны, из которых будет собираться мост-пирс. ДК с бортовым номером 1 - "Тирсо", б/н 3 - "Сесия"
2. Мост-пирс в процессе сборки, но "Тирсо" уже опустил свою аппарель. У борта видны другие понтоны на воде.
3. Мост-пирс собран, один ДК готов высадить на него свой груз (или уже высадил), второй стоит в ожидании своей очереди.
В общем, итальянский флот располагал весьма интересными и оригинальными десантными кораблями, о которых среднестатистический шиплавер не знает ничего или почти ничего. Надеюсь, в обозримом будущем мне удастся опубликовать свою небольшую работу, проливающую немного света на данную тему. Следите за рекламой.
|
</> |