Motozattere, или БДБ по-итальянски
sergiovillaggio — 19.02.2020 Осенью 1941 года Мальтийские ударные соединения настолько затерроризировали итальянский траффик для группировки Роммеля, что стало ясно, что терпеть такое больше нельзя, и решение о проведении операции "С-3" было принято на самом верху. Руководству флота стало понятно, что саботировать данное решение уже не получится, и перед ним со всей актуальностью встал вопрос о том, чем же мы будем высаживать такой охрененно большой десант. Нет, вы не подумайте плохого - подходящие корабли у итальянского флота были. И вполне достойного качества. Вот только количество подкачало: их имелось ровно четыре штуки. Поднапрягшись, они могли бы за раз высадить пехотный полк. Но не более. Всевозможные импровизации, типа переоборудования железнодорожных паромов в танкодесантные корабли или венецианских вапоретто в пехотно-десантные, про что я рассказывал в прошлых записях, проблемы не решали. Требовалось что-то делать, причем делать быстро.Как обычно, выход нашелся при помощи дражайшего союзника. К тому времени в Палермо по заказу Кригсмарине уже строилась серия из 15 быстроходных десантных барж типа MFP. Не мудрствуя лукаво, в январе 1942 г. итальянский флот заказал еще 65 единиц для собственного употребления, обозвав их моторными баржами (Motozattere или просто MZ). К ним добавили еще 100 десантных катеров типа ML собственной разработки.
Итальянские десантные баржи полностью повторяли немецкие серии А. Основных отличия было два:
- двигатели (итальянцы использовали 150-сильные дизели, изготавливавшиеся в Италии по швейцарской лицензии для то ли тепловозов, то ли мотодрезин - не суть);
- вооружение (в отличие от немцев, ставивших на свои БДБ всякий шлак, о чем тут тоже писалось, итальянцы задействовали свои больие запасы 76-мм орудий модели 1916 года, добавляя к ним 20-мм автоматы "Скотти-Изотта Фраскини").
Внешне немецкие и итальянские баржи были практически неотличимы.
Вот фото спуска MZ-742. Ее, кстати, регулярно ошибочно выдают за F-442, не удосужась проверить, что баржа с таким номером строилась в Голландии и нести итальянский флаг ну никак не могла.
Высадка на Мальту, как известно, не состоялась. Между тем, все 65 барж к концу июля 1942 года были построены (неплохой результат для итальянской промышленности, имхо) и активно использовались для переброски снабжения Роммелю, действуя, в основном, на линии Тобрук - Мерса-Матрух. Понятное дело, они настолько понравились, что к концу года заказали еще 40 штук, из которых 30 успело войти в строй до капитуляции Италии.
Баржи второй серии уже получили характерный только для итальянцев внешний признак: крыша грузового трюма у них была по всей длине параллельна ватерлинии, без характерного для оригинала скоса к носу. Соответственно, высота борта в носу была увеличена. Заодно поменяли местами расположение мостика и орудия.
Вот MZ-774 - типичный представитель второй серии:
Как многие наверняка знают, нескольким итальянским БДБ довелось долго послужить после войны. Последнюю из них списали аж в 1995 году! При Ельцине! Одна в настоящее время сохраняется в Морскому музее в Венеции, являясь последним представителем из примерно тысячи (!!!) однотипных кораблей.
Поскольку Парижский мирный договор 1947 года запрещал Италии иметь десантные корабли, все MZ были переклассифицированы в прибрежные транспорты (Moto Transporti Costieri – MTC) с присвоением новых номеров. Со вступлением Италии в НАТО на запрет положили с прибором, но номера сохранились. Правда, часть барж (если не все) переоборудовали в минные заградители по образцу немецких. Вот фотографии с характерными изменениями корпуса и рельсами на палубе.
Наконец, в послевоенном итальянском флоте баржи, построенные для итальянского флота, соседствовали с баржами, строившимися немцами для себя после капитуляции Италии. Последние относились к типу D и отличались формой корпуса - плоский борт на всем протяжении.
Обратите внимание: исконно итальянские баржи получили новые четырехзначные номера, начинающиеся на -10, а бывшие немецкие - на -11.
А на сегодня всё. Более подробная информация будет в статье, если она когда-нибудь и где-нибудь выйдет.
|
</> |