Телевидение Третьего Рейха
varjag_2007 — 08.08.2010 8 августа 1935 года — Герман Геринг назначен ответственным за новую индустрию Германии — телевидение.Телевидение является мощным орудием рекламы и пропаганды идей, просвещения и информационного воздействия. эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.
15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.
Первый немецкий «народный телевизор FE1»
В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.
Внутри телестудии, 1940 г.
Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.
Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.
Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.
Телеоператоры на Олимпиаде-36. Олимпийские игры были первым событием в Германии, массово освещавшимся телевидением. Поскольку телевизоры были огромной редкостью, по всей стране были сооружены специальные открытые для публики «телекабачки», Fernsehstuben, в которых можно было наблюдать за ходом игр.
Первый берлинский «телекабачок», 1936 г.
Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».
Диктор программы новостей Эльзе Эльстер (Else Elster)
В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.
Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)
Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»
Автогонщик Рудольф Караччьола (Rudolf Caracciola) со своим гоночным «Мерседесом» в телестудии. Кстати, из-за неспособности тогдашней техники осуществлять видозапись, все телепередачи в 1940-х гг. шли в прямом эфире.
Zarah Leander
Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности – с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого. В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.
Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.
24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».
Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.
20.00 Актуальные сообщения
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС
20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.
Кадры из кинофильма об истории развития и становления Германского телевидения 30-40 годов ХХ века "Television Under The Swastika" (Телевидение под знаком Свастики)
Spiegel TV в 1999 г. выпустила программу про телевидение в нацистской Германии - "Телевидение под знаком свастики". репертуар нацистского ТВ на удивление привычен. Основное содержание телепередач составляла даже не пропаганда и речи вождей, но развлекательный канкан полуголых девиц, выступления каких-то комиков, народное песенное творчество и гимнастика. Правда, в “прямом эфире” фюрер с народом не общался — все-таки аудитория была ограниченной: несколько тысяч владельцев “народных телеприемников”, ну и в почтовых отделениях были оборудованы “телевизионные комнаты” — всего штук двадцать. Однако же в 1939 году нацисты планировали наладить массовое производство “народных телеприемников”, только война помешала.
Что интересно, если верить словам 93-летнего бывшего телерепортера, прямого давления на журналистов не оказывали — существовала самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забыл упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с "основным ритмом" — мол, их отправили в "музыкальные лагери", где они поют, чтобы получить ужин.
Нацисты уделяли внимание семейным ценностям — в фильм вошел эпизод с довоенным репортажем из "школы невест", которых учили навыкам "правильной арийской матери и домохозяйки". Такое вот сочетание полуэротической развлекухи с пропагандой семейных добродетелей — вполне в современном духе. Общий настрой нацистского эфира не изменился даже во время войны — по словам упомянутого экс-репортера, работники телевидения видели свою задачу в том, чтобы отвлечь солдат вермахта от тяжелой реальности. По рекомендации докторов в госпиталях устанавливались передвижные телеприемники.
Очень популярный в Рейхе мальчик-актер Вольфганг Килинг (Wolfgang Kieling), в данном случае исполняющий роль девочки. 1939 г.
Съемки развлекательной передачи, 1939 г.
Одним словом, содержание телепрограмм нацистской Германии сложно отличить от большей части современной телепродукции.
Источники:
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=12747
http://svpressa.ru/society/photo/17419/1#f
Фильм Spiegel TV "Телевидение под знаком свастики".
|
</> |