Сторонники предопределения рвутся в сторону неотвратимого наказания
ifc — 13.12.2024Минутка древней борьбы.
Раз уж я недавно упоминал тут пару раз (один и два) древний Шумер и его жителей, то уместно будет обратить внимание на тот факт, что столь любимая чешуйчатыми Посвящёнными Магами идея предопределения - родом как раз из Междуречья.
Снова процитирую книгу Самюэля Крамера "The Sumerians: Their History, Culture And Character", изданную у нас под названием "Шумеры. Первая цивилизация на Земле":
<...> Одна фундаментальная моральная проблема, чрезвычайно любимая западными философами, никогда не тревожила шумерские умы, а именно деликатная и довольно скользкая проблема свободной воли. Абсолютно уверенные в том, что боги создали человека исключительно для своих нужд и праздности, шумеры принимали своё зависимое положение так, как они принимали божественное решение о смертном уделе человека, и только боги были бессмертны. Все понятия о высоких моральных качествах и этических добродетелях, которые шумеры постепенно и тщательно вырабатывали в течение веков, исходя из собственного социального и культурного опыта, были приписаны деятельности богов; это боги так устроили, а человек должен только следовать божественным повелениям.
При этом, как было сказано ранее, богами современные нам сторонники идеи торжества предопределения воображают себя. А остальных - пытаются лишить того, что - несмотря на воззрения тех же шумеров - было фундаментальным даже в древних городах-государствах Междуречья:
<...> Положение о том, что шумерская экономика была относительно свободной и что частная собственность была скорее правилом, нежели исключением, противоречит утверждению некоторых учёных-ориенталистов о том, что шумерский город-государство был тоталитарной теократией под началом храма, владевшего всей землёй и полностью контролировавшего всю экономику. Тот факт, что подавляющее большинство табличек из Шумера досаргоновского периода (около 2400 г. до н. э.) представляют собой документы храмов Лагаша, содержащие инвентаризацию храмовых земель и персонала, привёл учёных к неоправданному выводу о том, что все земли Лагаша, как, по-видимому, и остальных городов-государств, являлись храмовой собственностью. Но справедливо и то, что есть целый ряд документов из Лагаша и прочих городов с чётким указанием на то, что граждане городов-государств могли покупать и продавать свои поля и дома, не говоря уже о всякого рода движимой собственности. Так, например, в Фара и Бисмае были найдены несколько документов приблизительно 2500 г. до н. э. с записями о продаже недвижимости частными лицами, и это, несомненно, лишь малая толика того, что осталось в земле. Родом из Лагаша и каменная табличка, содержащая акт о продаже земли Энхегалю, царю Лагаша и предшественнику Ур-Нанше, из которой явствует, что даже царь не только не мог просто отобрать собственность по своей прихоти, но обязан был платить за неё. Было найдено и другое свидетельство на камне - купчая Лумматура, сына Энаннатума I, на земли разных лиц и семей. Из текста реформ Урукагины видно, что даже бедные и низкие сословия имели собственные дома, сады и пруды с рыбой. Но идея о храмовой теократии и её абсолютном контроле над городом овладела умами многих ведущих учёных, и, чтобы искоренить её, потребовался немедленный тщательный пересмотр сотен имеющихся экономических документов, особенно лагашских. Это удалось сделать И.М. Дьяконову, русскому учёному, посвятившему много труда и времени этой задаче; его тщательное исследование появилось в 1959 г.
<...>
Фундаментальная ошибка, приведшая к предположению о том, что храм владел всей землёй города, была допущена Антоном Даймелем, очень плодовитым учёным, многие годы посвятившим изучению лагашских документов и сделавшим значительный вклад в изучение клинописи в целом. Суммировав упомянутые в документах наделы земли, он подсчитал, что вся площадь храмовых угодий Лагаша составляла от двух до трех сотен квадратных километров, вполне возможная цифра, которая, впрочем, крайне мала. Но далее он выдвигает предположение, что такова была вся территория города-государства Лагаш, - заявление, совершенно ни на чём не основанное. При более тщательном исследовании лагашских документов Дьяконов подсчитал, что территория Лагаша составляла, вероятно, около трёх тысяч квадратных километров, из которых около двух тысяч были естественно орошаемыми землями. Даже удвоив результат Даймеля, на что есть основания, можно согласиться, что площадь храмовых угодий составляет значительную часть территории города-государства, но только часть. <...>
Что касается земли, не принадлежавшей храму и составляющей в конечном итоге большую часть территории города-государства, документы показывают, что основной её частью владела знать, т. е. правящие князья, их семьи и администрация двора, а также главные жрецы. Этим знатным семьям часто принадлежали огромные поместья площадью в сотни акров и своим происхождением обязанные скупке земли у менее удачливых горожан. Обработка угодий велась клиентами или иждивенцами, статус которых был сродни положению храмовых иждивенцев, являвшихся клиентами более зажиточных храмовых чиновников и администраторов. Остальной землёй, той, что не принадлежала ни храму, ни знати, владели обычные горожане, составлявшие, вероятно, более половины населения. Эти свободные граждане, или простонародье, составляли большие патриархальные семьи и патриархальные кланы и городские общины. Наследованная земля, находящаяся в собственности патриархальных семей с древнейших времен, могла быть отчуждена и продана, но только членом или членами семьи (не обязательно её главой), действовавшими в качестве избранных представителей семейного сообщества. Другие члены семьи обычно участвовали в передаче земли в качестве свидетелей, подтверждая тем самым свое согласие и одобрение; эти свидетели получали плату, как и сами продавцы, хотя она была, как правило, более или менее номинальной. Во многих случаях указаны также неоплаченные свидетели со стороны покупателя, а иногда в сделках принимали участие представители правительства.
То есть, эльфийские рептилоиды стремятся выстроить жёстко сословное общество, в котором от имени божеств (в этой роли рептилоиды воображают себя) правили бы учёные жрецы, "научно" обосновывающие Новый Мировой порядок. А остальным - пролам - в таком обществе должно быть отказано даже в том, что имели жители древнего Шумера: в наличии крепких семей, частной собственности, гражданских прав etc.
А для успокоения оных пролов им подсовывают то, о чём около недели назад писал коллега Мараховский:
<...> Одной из самых нелюбимых фишек христианства, ув. друзья, у интеллектуальных критиков и улучшателей религии традиционно выступает учение о первородном грехе.
В самой базовой комплектации критика выглядит так: корпорация «церковь» объявила всех людей от природы виноватыми (под странным предлогом, что Адам с Евой занялись сексом в раю), а себе присвоила эксклюзивное право на покрытие/нейтрализацию данной вины, тем самым создав постоянный невротический спрос на свои услуги.
Действительность, как обычно бывает, далека от простых описаний: само понимание «первородного греха» заметно разнится у католиков, православных и протестантов, а также у школ внутри данных деноминаций.
Есть основания полагать, между прочим, что изобретатель термина, ув. бл. Августин, написавший в конце четвёртого века, что первородный грех есть врождённый и, тем не менее, наказуемый баг человеческой природы - в некотором смысле сам подлил бензина в многовековые битвы, поскольку поместил очевидный всем факт нашего врождённого несовершенства в, так сказать, юридическую плоскость (а где есть обвинение, там появятся и адвокаты).
Без теологического диплома разобраться во всех трактовках, накопившихся за тысячелетия, почти так же трудно, как и с теологическим дипломом - поэтому стоит констатировать лишь, что сама длительность баталий о первородном грехе и его искуплении несомненно отражает наше природное человеческое стремление к оправданию.
Добр ли человек от природы, зол или нейтрален - предмет специальной олимпиады, но мы твёрдо можем быть уверены в одном: человек от природы хочет быть оправдан.
Каким именно образом - уже следующий вопрос. Мы, люди, очень хитры и изобретательны, и особенно хороши в словесной эквилибристике - поэтому стремление к оправданию может в одинаковой степени порождать и отрицание нами какой-либо личной ответственности, и, напротив, принятие на себя ответственности за всё, вплоть до случайно встреченных на улице больных голубей и глобального климата.
Второй подход только кажется противоположным. На деле же признание своей Вины За Всё нередко помещает хитроумного человека (внезапно) в субъективно привилегированное положение перед окружающими. Ибо он-то прозрел, видит и кается, а остальные пребывают в самодовольной иллюзии, будто их жизнь терпима.
В результате наш самый-пресамый виноватый оказывается внезапно не подсудимым в клетке, а судьёй в парике с мантией.
На днях я прочёл показательное покаянное эссе одного типа из американской глубинки, чья жизнь была, судя по всему, довольно большой жестью: впервые его арестовали в 12, а в 23-летнем возрасте посадили на сорок пять лет за ограбление и убийство (сколько мне удалось вычитать, тип застрелил сверстника с целью вскрыть его авто и добыть денег на наркоту).
В тюрьме тип стал читать и писать (или, возможно, сначала писать, а потом читать), раскаялся в содеянном - а потом стал мощным критиком Системы.
Когда я пишу «Системы», я имею в виду не местную американскую пенитенциарную систему (хотя ей тоже от раскаявшегося достаётся). Он критикует также систему школьного образования с её буллингом и произволом. Он критикует социальную систему вообще, из-за которой его растила мать-одиночка в обстановке токсичной маскулинности, и далее по списку.
Вот как данный тип раскаивается в первой и главной ошибке своей жизни (выделение моё. - В.М.):
«Мне было 11 лет, когда я впервые взял в руки пистолет. Я должен был играть в Nintendo или кататься на велосипеде с друзьями, но вместо этого я стоял перед зеркалом, позируя с девятимиллиметровым глоком, который я только что украл из дома соседа. Моя мама была на работе, а я был дома один, прогуливая школу второй раз за неделю.
Это был 1992 год, и мой район в Такоме, штат Вашингтон, - Хиллтоп - был охвачен эпидемией крэка: слишком жёстко контролируемый полицией, нищий, измученный жестокими уличными бандами. В ранние мои годы мой дом был абьюзивным, и к 11 годам на меня уже нападали и подвергали сексуальному насилию другие дети. Я устал чувствовать себя слабым и уязвимым. Я устал быть ребёнком. И глядя на свое отражение с пистолетом в руках, я наконец увидел себя мужчиной.
В то время я думал, что этот пистолет - решение всех моих проблем. Но я и не подозревал, что мой выбор взять его в руки - первый шаг на долгом пути, который приведёт меня к совершению множества актов насилия против моего собственного общества. Это приведёт к ночи в баре, где я буду лежать, истекая кровью от огнестрельного ранения. Это приведёт меня к тому, что я лишу жизни молодого человека. И, в конце концов, это приведёт меня в тюрьму, где я отбываю 45-летний срок».
Взятие в руки этого пистолета - самое большое раскаяние в моей жизни, с которым мне придётся жить вечно, но прошли годы, прежде чем я смог по-настоящему осознать всю серьёзность своих действий.
Раскаяние требует перспективы. Оно требует пространства для размышлений. Оно требует способности представить будущее и различные возможные пути, по которым могла бы пойти ваша жизнь. А в то время я не имел доступа к такой перспективе. Я всю жизнь прожил в режиме выживания. Ничего не существовало, кроме угрозы прямо передо мной. У меня не было возможности осмыслить то, что происходило вокруг меня. Такая жизнь позволяла мне оправдывать все свои действия.
Будучи ребёнком, а затем подростком с пистолетом, я был убежден, что никогда не поступлю в колледж или не найду хорошую работу. Я был беден, голоден и обременён детством, полным травм.
Я попал в тюрьму в 2003 году и отсидел более десяти лет, прежде чем начал прорабатывать травму, которую носил в себе с детства. Удивительно, в некотором смысле, что эта проработка произошла в тюрьме. Слово «реабилитация» часто употребляется в системе уголовного правосудия, но правда в том, что тюрьмы - это едва ли не последнее место, где можно ожидать, что кто-то станет лучше (...) Я начал размышлять о своей жизни не потому, что был в тюрьме, а скорее вопреки тому, что был там».
И так далее. Если прочесть данную исповедь внимательно - то раскаяние уважаемого автора включает:
- детскую травму
- ещё детскую травму
- жестокость школы
- жестокость полиции
- жестокость общества
- жестокость жизни
- жестокость тюрьмы.
Все эти сущности мешали лирическому персонажу выйти из режима выживания и подумать о том, что он что-то сделал ошибочно. И всё же он совершил свой подвиг - несмотря на противодействие среды - и смог найти своё раскаяние (которым теперь торгует в газетах федерального значения). И с высоты своего раскаяния он теперь судит мир.
...Не будем примитивизировать ситуацию: если не всё, то многое из того, о чём пишет мужчина, может быть правдой. Расти в криминальном районе у мамы-одиночки - не сахар. Быть школьным чучелом - не сахар. Пребывать в постоянной лихорадке между поиском дозы и отключкой - тоже не сахар. Даже сахар в мире наркоманов - не сахар.
И поверить в то, о чём пишет данный мужчина - тем проще, чем дальше наши собственные биографии от его.
Но фокус в том, что точно такие же истории мы услышим и от людей, которых растили в полных богатых семьях в престижных районах и которых никто не бил в школе. Только грехи окружения перед ними - толкнувшие их на кривые дорожки - будут мастериться из другого материала (автор этих взволнованных строк больше всего любит хит «жёсткий батя», находящийся в одном плейлисте с хитами «батя-тряпка», «отсутствующий батя», «эмоционально отстранённый батя» и пр.).
Это само по себе доказывает, что потребность в оправдании является для нас органической. По своей силе она может быть сравнима, пожалуй, только с жаждой востребованности.
Ловко, не правда ли?
Ты неуиноуный, эльф, потому что виновата Система, и вообще - всё предопределено, ты изначально ни за что не отвечал, так что расслабься и не сопротивляйся Посвящённым Магам вести тебя в "зелёный рай".
IRL, конечно, окажется, что тот рай - только для ылитных рептилоидов рай, а для тебя - место, где придётся вкалывать на постройке храмов и пирамид для нужд эльфийских "божеств" (как в снятой режиссёром Эммерихом развесистой клюкве "10 000 лет до нашей эры", кадр из которой я вынес в начало поста), но это не беда. Ведь у тебя, хомячок, будет широкий доступ к веществам самых разнообразных сортов. Посредством коих ты наконец-то "проработаешь травмы", прекратишь беспокоиться и погрузишься в сладкие грёзы до самого конца отведённого тебе Посвящёнными Магами существования.
Что можем противопоставить всему описанному мы, сторонники свободной воли? Только крепкие люли, выдаваемые тем, кто постоянно стремится переложить ответственность за свои действия на Бога, Систему или ещё кого-то (что-то). И ещё мы можем сопровождать выдачу люлей пояснениями того подвида, который изложил в апреле коллега Мараховский:
<...> Если всё предопределено, то нет никакой ответственности и никаких наказаний. Ибо нет никакого правосудия (ведь правосудие - привилегия для свободных).
То есть какой-нибудь великий грешник, спрашивающий Бога или Верховный Суд РФ, за что ему нести наказание - одновременно отрицает существование ответственности и при этом апеллирует к ней же.
Если бы Аллах (или Верховный Суд) дали себе труд ответить грешнику в его же духе - они ответили бы:
- О чём вы, голубчик. Какое такое наказание. Если у вас нет свободы, то мы не более «наказываем» вас, чем караем сломанный холодильник, выбрасывая его на свалку или отдавая в переработку. В мире всеобщей предопределённости нет никакого «за что», есть только «почему». Хромой тигр не виноват, что потерял мобильность и вынужден охотиться на маленьких легкодоступных маугли - ну так что ж теперь, не ликвидировать тигра?
Немецкий философ Гегель в редкие минуты, когда изменял своим привычкам и начинал писать доступно, породил однажды едкий сатирический текст «Кто мыслит абстрактно»: в нём он рассматривал как раз случай убийцы. Его ведут на казнь, и простые человеческие граждане видят в нём всего лишь убийцу, а утончённые интеллигенты видят трудное детство, жестокость родителей, противостояние обществу и всё такое (и в итоге не видят убийцы).
Всё это не имеет никакого отношения к тому факту, что против убийцы обществу необходимо принять меры социальной самозащиты. И организму самого убийцы, кстати, тоже всё равно, оттяпают ему голову как преступнику, использовавшему свою свободу во зло, или как бесполезной ветви общественного баобаба, срубленной и брошенной в огонь.
<...>
Уместно вспомнить пару случаев из жизни древнего Востока, описанных в книге, очень много внимания уделяющей отношениям людей и Провидения.
Случай первый: однажды Бог послал юного пророка Самуила к его непосредственному начальнику Илию (президенту и папе римскому тогдашнего Израиля) сообщить, что сыновья Илия ведут себя отвратительно и поэтому и они, и сам Илий кончат плохо - ибо так решено. Илий впечатлился, но его сыновья продолжили в прежнем духе и с блеском выполнили пророчество: нарушив несколько важных запретов, пошли биться с филистимлянами, всё слили и погибли.
Случай второй: однажды, спустя лет 100, Бог послал пророка Иону в г. Ниневию сообщить местным о том, что через сорок дней город будет разрушен. Пророк - после попыток уклониться от данной миссии - её выполнил с блеском: ниневитяне впечатлились, раскаялись и исправились, и Бог, увидев это, не стал уничтожать город. Ниневия осталась цела, а Иона недоволен. В ответ Бог поинтересовался, как Ему было не пожалеть великого города, в котором 120 тысяч жителей ещё так малы, что даже правой руки от левой не могут отличить.
Данные случаи показывают нам, что даже Ниневия (а это, на минуточку, столица жутковатой Ассирии - империи, известной даже по ближневосточным меркам выдающейся жестокостью), приговорённая к гибели, могла отменить приговор. И даже священники (каковыми были сыновья Илия), в буквальном смысле имевшие к Богу допуск высшего уровня, могли тупо пойти и убить себя об стену, несмотря на предупреждения.
Возможно, потом в древнееврейской преисподней они объясняли всем, кто мог их услышать, что у них не получилось, потому что Бог их создал лузерами.
Но мало ли кто что говорит после матча.
Мы участвуем в очередном геополитическом матче между сторонниками предопределения и сторонниками свободной воли прямо сейчас.
На данном этапе упомянутого матча лузеры - вовсе не мы, а Посвящённые Маги, утерявшие публичную власть в Оплоте Свободы и столкнувшиеся с открытым сопротивлением даже со стороны Рыночка, который ранее, казалось бы, подмяли под себя. Теперь они изо всех сил готовятся к реваншу в нормальной-то стране, ничуть не отказываясь от своих планов в силу присущего им эльфизма (то есть - игнорирования обратной связи от действительности).
А когда они продуют, мы будем насмехаться над ними, говоря им, что это было предопределено.
|
</> |