Театр начинается с вешалки, а революция — с театра

топ 100 блогов sergeytsvetkov18.06.2019 «Революция — небывалое событие в истории, и при всех усилиях мысли нельзя определить — чем она кончится», — писал английский историк Гиббон.

Зато определить, с чего она начинается, довольно просто — с искусства.

Рассмотрим в качестве примера историю театра и революции во Франции.

Со второй половины XVII века Париж превращается в культурную столицу Европы, — и в первую очередь благодаря знаменитому Комеди Франсез — театру Французской Комедии.

Классический французский театр появился в начале XVII столетия. Кардинал Ришелье одарил Францию первой трагедией, а кардинал Мазарини — первой оперой: «каждый согласно своему характеру», по замечанию А.Дюма-отца. Расцвет театра пришелся на эпоху Людовика XIV. Пьесы Корнеля, Мольера, Расина становились событием в Париже. Король и сам участвовал в балетных постановках в роли Солнца, проливающего благодатные лучи на своих подданных.

Но богов низвергают их дети. Подобно тому, как Кронос был свергнут Зевсом с Олимпа, французская монархия была отправлена на эшафот своим любимым детищем — театром.

Первый звонок прозвучал в 1759 году, когда знаменитый актер Лекэн, один из видных театральных реформаторов, удалил со сцены скамьи, где по обычаю сидело дворянство. Таким образом, аристократия была удалена им с театральной сцены за 30 лет до того, как революция убрала ее со сцены политической.

В 1782 году Людовику XVI предложили поставить «Фигаро» в придворном театре. Король, прочитав пьесу, воскликнул:
— Сначала нужно будет разрушить Бастилию — иначе было бы опасной непоследовательностью допустить представление этой пьесы. Этот человек (Бомарше. — С. Ц.) издевается над всем, что должно уважать в государстве!

Но спустя два года опасная непоследовательность все-таки была допущена — придворные от души хохотали и хлопали обаятельному проходимцу, показывавшему со сцены их полную ничтожность и ненужность. Вслед за ними хохотать и хлопать начала вся Франция.

Через пять лет пала Бастилия.

Спустя еще четыре месяца, 4 ноября 1789 года, во Французской Комедии состоялась премьера трагедии «Карл IX», посвященной событиям Варфоломеевской ночи. Заглавную роль исполнял великий актер Тальма. Созданный им потрясающий образ полубезумного тирана, в припадке исступления расстреливающего с балкона Лувра беззащитных гугенотов, поверг зал в немой ужас. Мирабо из ложи первым сдвинул ладони, и театр буквально взорвался от аплодисментов. Из уст в уста передавали слова Дантона: «Если «Фигаро» убил знать, «Карл IX» убьет монархию!»

Эти слова оказались пророческими.

21 января 1793 года на подмостках эшафота, установленного на площади Революции, возле Елисейских полей, для всего света была разыграна всемирно-историческая трагедия под названием «Казнь гражданина Капета». В этот день «Театр Нации» (бывший «Комеди Франсез») пустовал — был продан всего один билет.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!


Мои книги

Последняя война Российской империи
Другие

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
1. Доказывается что обвинения в вероотступничестве, языческих оргиях и занятии черной магией были клеветой на святых честнейших христианнейших людей. 2. Раскрывается роль катаров-тамплиеров в тайной передаче античной дохристианской традиции, их жизнелюбие и открытость к сексуальным ...
но не выбрал. getera , помоги! ...
...
   6 июля отмечается Всемирный день поцелуя (World Kiss Day или World/International Kissing Day), который впервые придумали в Великобритании. А два десятка лет назад он был утвержден Организацией Объединенных Наций. Во многих городах в этот день проходят ...