Тайные знания талантливых художников
rabota_psy — 13.05.2018 Хочу еще немного расказать о том, что мы видим в изображениях. Вот, например, известная картина:Понятно, что мы видим природную катастрофу, людей в ужасе, это подчеркивается мрачным, драматическим колоритом. Но почему каждый элемент картины художник поместил на определенное место? Что это значит?
На помощь приходит такая схема, составленная на основе многих исследований (список литературы в конце поста, схему составила не я)):
И видим: в центре - пытающиеся спрятаться от беспощадной стихии люди, в зоне прошлого - группа людей напряженно ожидающих чего-то страшного, в "будущем" - все падает и рушится, контроль - мрачно, телесные ощущения - люди в ужасе и страхе, земля уходит из-под ног, хватаются друг за друла в поисках поддержки.
Гении прошлого, не располагая результатами научных исследований, интуитивно располагали элементы картины "правильно", то есть так, что каждая функциональная зона картины несла соответствующий смысл.
Рассмотрим "Боярыню Морозову" Сурикова
Главное: Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. (цитата) Интересно, что в области контроля и будущего - практически одно и то же: толпа людей и религиозные атрибуты. В области телесного босой юродивый сидит на снегу.
Грамотно сделана советская пропаганда
Главное: аплодисменты повару, заслужил
Контроль: заслужите похвалу!
Прошлое-будущее: благодарили, аплодировали, повал заслужил похвалу и в будущем тоже заслужит.
Телесное: девочка смотрит, слушает, да ест :)
Интересно устроен пинап:
главный смысл: юбку ветром подняло!
контроль: взволнованное лицо девушки: ах, как это! еще и трусики упали! продукты падают!
прошлое и будущее - непонятно, неясно, и, видимо, неважно.
Самое интересное в области телесных ощущений. На объекте фаллической формы взбудораженная
И "советский пинап"
Главный смысл: цветы, музыка, обнимашки.
Прошлое и будущее - мирно: голуби, зелень, красивая девушка тоже в область будущего попадает.
Контроль: пенсионер наблюдает, но вроде бы без осуждения.
Телесное: краснеющие пионерки: при всех обниматься! стыд какой!
Давайте сравним еще два изображения, на которых семья встречает мальчика:
Что здесь скрыто, какие смыслы?
Приносите свои любимые изображения для анализа :-)
Литература:
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве.
Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие.
|
</> |