Тайна взлета, тайна падения...

топ 100 блогов bigdrum28.01.2024

Совершенно потрясающее видео, о совершенно потрясающем, стопроцентно одном из лучших фантастических сериалов. Светлячок однозначно входит в мой личный топ, и если я не отношусь к числу его фанатов, то только потому, что вообще не приемлю фанатизма в каких-либо аспектах. Ну вот не получается из меня фанат, безотносительно к предмету фанатизма, такая вот фигня... :)

Так получилось, что я посмотрел Серенити раньше чем Светлячок. И в общем, у меня тогда были определенные вопросы. Но - когда я узнал о существовании сериала, то кинулся смотреть его не раздумывая, и не пожалел.

Ну ладно, что мы все о субъективном... Давайте поговорим об истории создания сериала, изложенной в данном видео. Ибо история эта замечательна, примечательна и поучительна...

Итак. Как мог сериал, который закрыли после первого сезона, стать культовым, и войти в сокровищницу мирового кинематографа, куда не попали его суперуспешные конкуренты? Ответ прост. Дело в том, что этот сериал имеет самостоятельную художественную ценность. А всякие "Баффи истребительницы вампиров" - не имеют. Ни капельки.

Прежде всего поговорим об уровне сценариста. Если говорить о франшизе "Чужой", то все выделяют первый, и большинство второй фильм. А я выделяю первый и четвертый. Субъективно у меня такое предпочтение. А третий фильм я вообще не котирую. Так вот, создатель Светлячка - автор сценария четвертой части франшизы, фильма "Чужой: Воскрешение". И если превый фильм, собственно Чужой, взял прекрасной игрой актеров, эстетикой Гигера, талантом Скотта и безусловной визуальной новизной, и заслуженно является первой звездой всей серии фильмов о Чужом, то приблизиться к нему по художественному уровню - это задача. Второй фильм "Чужие" - это просто больше мяса, и только. А вот фильм "Чужой: Воскрешение" качественно отличается. Он, как и первый, обладает своей эстетикой, своей художественной ценностью. Да, это, скажем так, не общечеловеческая ценность, но она есть - в отличие от второго и третьего фильма серии. И вот я узнаю, что создатель Светлячка - как раз сценарист вот этой вот четвертой части!

Миль пардон, это многое объясняет...

Сценарист в третьем поколении, выросший на культуре кинематографа и сценарного творчества, имеет своеобразный гандикап - и это ощущается. То есть первый момент, связанный с успехом Светлячка - это несомненно, творческий уровень, талант, создателя.

Момент второй. В рассматриваемом ролике рассказано об индустрии создания сценариев. В частности - о том, какое влияние имеют коммерческие интересы студии, ничего не имеющие общего с художественным творчеством, на сценарий фильмов и сериалов. Студии берут целевую аудиторию, исследуют ее вкусы, и считают, что если вот это вот, вот эти вот предпочтения, намешать в варево - получится то, что надо. Кассовые сборы. Никакого отношения к искусству это не имеет. Последние сериалы смотреть - за кране редким исключением - просто невозможно. Сериалы уровня "Укус" ("The Bite") 2021 года появляются чисто по недоразумению. Ну просто тогда была пандемия и самоизоляция, работать как положено, в силу самоизоляции, было невозможно, надеяться на кассовые сборы было нельзя из-за закрытия кинотеатров - вот и прорвался такой вот сериальчик. Если мы посмотрим на историю Светлячка, то увидим, что он появился благодаря личному знакомству и протекции автора и сотрудницы студии Фокс. То есть - Светлячок изначально был внесистемным, он возник ПО БЛАТУ. И только потому появилась возможность вместо очередной Баффи (точнее одновременно с ней, и над Баффи работал тоже создатель Светлячка), ориентированной на интересы заказчика, снять нечто, ориентированное на интересы художника...

Несомненно, тот факт, что один и тот же человек снимал безусловно успешный сериал "Баффи - истребительница вампиров", и "Ангела", в котором студия была заинтересована, и пытался, очень хотел, снять "что-то свое" - несомненно это сыграло роль. Светлячка отдали "на отъебись", чтобы не обидеть художника, несшего золотые яйца с достоинством куры-наседки...

Итак. Высокий творческий уровень, претензия и амбиция художника, немного блата и коррупции, при определенном балансе интересов - и вот уже автор может начинать что он там хочет начинать...

Сериал изначально был внесистемным, и изначально был "криминальным" в мире кино, и в мире студии, и потому мы получили продукт, радикально отличающийся от системных сериалов своего времени.

Далее. Автор думал о сериале много времени. И он планировал его как сериал, в который не будут вмешиваться всякие менеджеры и прочие мудаки. И потому он ПОЛЮБИЛ сериал задолго до того, как начал с ним работать. Он полюбил своих героев, точнее - типажи героев. Для автора это был не коммерческий проект, это была любовь. Фраза, завершающая сериал - это фраза не только героя, но и автора...



И потому дальше все шло не по правилам.

Актеров отбирали ДО ТОГО, как появился сценарий пилота. Сериала ЕЩЕ НЕ БЫЛО - а актеров отбирали. Как? Очень просто. Автор смотрел и искал тех, кто может ПОЛЮБИТЬ сериал. В частности, это привело к замене актрисы на роль компаньонки в первый день съемок - и мы получили идеальную команду. Творческий коллектив проекта, таким образом, был объединен не просто замыслом, или даже умыслом - он был объединен общим чувством, это породило особые отношения между актерами. И поскольку актеры выбирались исходя из типажей, и готового сценария не было, сценарий писался по ходу дела - постольку автор включал отношение между живыми людьми в текст сценария. Фактически получилось, что актеры не играли роли - они выражали свои чувства, живые человеческие чувства, в ролях на экране.

Система Станиславского наоборот - не актер вживается в героя, а герой следует за актером, кто бы мог подумать?

"Светлячок" - это не просто сериал, это живое, это натуральное, настоящее и неподдельное. Сильные и слабые стороны каждого актера становились сильными и слабыми сторонами персонажа, выражались естественным образом, и благодаря глубокому взаимопониманию между актерами, а также намеренному усилию автора, потакающему в этом - достигали зрителя, и не могли оставить его равнодушным...

Не менее важно то, что в силу несистемной природы Светлячка творческий коллектив вышел за рамки обычно дозволенного, и по сути своей актеры оказались в той же психологической ситуации, в которой оказались герои. То есть - они сами стали героями, противостоящими вызовам системы, и пытающимися выжить в окружающем мире. Ничто так не помогает актеру, как психологический опыт, близки к опыту героя - а здесь на самом деле это был один и тот же опыт, просто в немного разной обстановке...

Тайна взлета, тайна падения...

И если вы спросите меня, в чем секрет успеха Светлячка - я вам отвечу. В неподдельной искренности, в тождественности устремлений актеров и героев, в объединившей их всех любви к проекту и в совместной борьбе за сериал с компанией, которая одумалась, и попыталась по своему обыкновению, все испортить...

Сериал Firefly (Светлячок) 2002 года родился благодаря невероятному стечению обстоятельств, как сейчас бы сказали, и представляет из себя пример великолепного воплощения на экране творческой идеи в виде живых героев, живого действия - он рождался не как проект студии, а как художественное произведение, он есть дитя не бизнеса, но искусства...

Такие сериалы не повторяются. Потому что они случаются. Нельзя запрограммировать любовь, и нельзя запрограммировать вот такое вот. Чтобы все совпало. Если нечто подобное произойдет - а одно такое уже произошло, я имею в виду российский фильм "Вызов", который в космосе снимали - то оно произойдет иначе, и будет другим.

Теперь о причине, почему сериал закончился.

Любовь нельзя вписать в бизнес-плен. На студии этого не поняли, не почувствовали. И потому выход сериала на экраны оказался полностью провален. Но. Прошло время, и когда появилась возможность вернуть сериал зрителю - уже не как бизнес-проект, а как самостоятельное художественное произведение - он смог реализоваться. Он смог занять то место, которое его по праву - место события, вехи в истории кинофантастики. Ибо зритель смотрит не кошельком, и не сеткой вещания - он смотрит сердцем, и получив возможность смотреть так, как ему хочется, так, как ему удобно, сам ставит оценку и сам ставит приоритеты. И это уже совсем другие приоритеты и оценки, чем хочется владельцам киностудий...

Студия прекратила сериал, потому что не знала, что с этим делать, и не смогла с этим ничего сделать.

Здесь хочется сказать вот еще о чем. Мы живем во время, когда основы кинобизнеса рухнули. Целиком и полностью. Поясняю.

Когда создавалась система кинопроката, люди не имели возможности получать эстетическое удовольствие индивидуально. Они должны были ходить в галереи, театр, кинозалы и так далее. Сегодня каждый, у кого есть компьютер и интернет, может организовать себе кинозал дома. Раньше люди после трудовой недели настраивались на отдых, предвкушали, и у них как и в случае обеда, заранее вырабатывался "желудочный сок", в смысле - они заранее эмоционально готовились к восприятию художественного материала в виде представления или фильма. Сегодня каждый смотрит когда хочет - и потому вот этой вот психологической готовности у зрителя нет, она не вырабатывается. А отсюда происходит то, что происходит. Сборы кинотеатров, или показатели просмотров в киносети, не могут объективно свидетельствовать о тех или иных качествах кинопродукции.

Оценка тех или иных кинопроектов целиком и полностью оказалась зависима от нерепрезентативных факторов.

В связи с таким положением вещей киностудии начали делать упор на эффекты, невоспроизводимые, или трудновоспроизводимые, в домашних условиях. Сперва это был Долби сюрраунд. Но производители перифесии очень быстро наладили выпуск домашних кинотеатров с сабвуферами. Потом возникла фишка с широким экраном и с экранами высокого разрешения - но и тут технологии быстро сократили разрыв. Хотели было сделать массовый упор на стереоэффекты - но зрителям в кинотеатре оказалось неудобно два часа сидеть в очках, и тема заглохла сама собой. Сегодня каждый фильм пытаются насыщать либо суперэффектами (как Кэмерон в Аватаре), либо давать максимальное эмоциональное напряжение, отчего фильмы про убийства заполонили мир. Однако и тут возникла проблема. Нас окружает сегодня так много крови и насилия, что уже и фильмы эти смотреть особенно не хочется, а если кто из зрителей причастен - тот вообще плюется на все подряд, что ему не предложишь.

Сегодня в США ШЕСТНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ветеранов - эта аудитория фактически мертва для кинокомпаний, потому что они сами знают, что и как происходит, и видели они все это с эффектом полного погружения, с запахами, тактильными ощущениями и прочим, да еще и с хорошей порцией реального адреналина в собственной крови, а вы им еще и с экрана что-то хотите показать...

Результат не замедлил себя ждать. В поисках платежеспособной аудитории, на которую можно ориентироваться, современные студии начали наперебой штамповать фильмы с однополыми героями. Забыв о том, что даже в США пидарасы представляют отнюдь не большую часть киноаудитории...

Ну и как в такой ситуации должен выглядеть сериал про вполне себе гендерно-определенных героев, чья ориентация совпадает с естественной, чьи ценности традиционны, кто не спасает мир, а просто выживает в том мире, который его окружает?

Я не думаю, что Светлячок может возродиться. Ситуация изменилась - и значит, изменились актеры, и должны измениться герои, и если вдруг произойдет такое, что вдруг кто-то решит его продолжить - это будет либо фальшь, либо нечто, совершенно не коррелирующее с тем. что есть.

Ну разве что такой сериал снимут в Техасе, а не в Голливуде...



.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Петрозаводск: http://karel.mk.ru/articles/2015/11/19/v-petrozavodske-povtorilas-zabastovka-dalnoboyshhikov-policiya-ocepila-chast-ulic.html Тверь (есть жертвы): http://www.karavan.tver.ru/news/17254 19 ноября на забастовке дальнобойщиков против введённой платы за износ доро ...
1. Новости с фронта борьбы с незаконным обогащением. Прокуратура направила в суды уже 5 заявлений о конфискации имущества у чиновников, которые не смогли доказать, что приобрели его законным путём. Механизм контроля над расходами чиновников начинает фокусироваться на нарушителях: http ...
Лесина Л.А., Павленко А.П. Образ Революции 1917 года в исторической памяти молодежи // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1.: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 1 (171). С. 145–155. Содержание конструктов исторической памяти молодого поколения ...
40 лет назад, в августе 1974 года своей кульминации достиг проект “AZORIAN”, который по своей сложности и амбициозности некоторые сравнивали с полетом на Луну. К сожалению, его цель была куда менее благородной и как нельзя лучше характеризовала эпоху Холодной войны, когда обе стороны не жа ...
Когда уже введут налог на собачатину? А то автомобилист вынь да положь каждый год, а собачники, чьи питомцы загаживают все вокруг ни за что не отвечают. Тех, кто доходит до специальный площадок и пользуется совочком и пакетиком на самом деле ничтожно мало. Хорошее пополнение в бюджет да и ...