Татары и Русь

топ 100 блогов seva_riga24.01.2016 Окончание. Начало здесь:
Происхождение монголо-татар.
Где искать Каракорум?
Могила Чингисхана
Битва на Калке


Автор: Ирина Седова


Принято  считать,  будто  татар,  (современное  название  «татаро-монголы»)  пришло  на  Русь  такая  сила  неисчислимая,  что  справиться  с  ними  у  русских  князей  не  было  никакой  возможности.  Проверим,  так  ли  это.

Кстати,  утверждение,  будто  пришли  они  из  современной  Монголии,  легко  опровергается  с  помощью  лингвистики.  Сколько  слов  монгольского  происхождения  в  современном  русском  языке?  Ответ:  их  практически  нет.  Следовательно,  либо  действительно  татарское  нашествие  было  мифом,  либо  пришельцы  были  не  монголы.

Но  исторические  хроники  свидетельствуют,  что  завоевание  было  не  только  массированным  (пострадало  большинство  центральных  русских  областей),  но  и  чудовищным  по  своей  жестокости.  Дело  было  зимой.  Людей  выгоняли  на  мороз  без  верхней  одежды,  и  многие  пленники  замерзли насмерть.  Некоторые  русские  города  после  этого  нигде  и  никогда  не  упоминаются  либо  были  перенесены  на  новое  место.

Ну  а  поскольку  восточные  хроники  утверждают,  что  поход  на  Русь  состоялся  в  1236  году,  то  с  этого  момента  мы  и  начнем.

Итак,  русские  летописи. Лаврентьевская:

1237 год.

На зиму пришли из восточнъıх стран . на Рязанскую землю лесом безбожные Татары…

Несколько  смущает  адрес,  откда  пришли  татары:  из  восточных  стран.  Но  если  мы  посмотрим  на  карту  европейской  части  России,  то  увидим,  что  Волга  течет  с  севера  на  юг  после  Казани.  То  есть,  к  востоку  от  Разани  лежат  земли,  к  тому  моменту  уже  завоеванные  татарами.



1239г.

Зимой  взяли  татары  Мордовскую  землю  и  Муром  пожгли,  и  по  Клязьме  воевали,  и  город  святой  богородицы  Гороховец  пожгли,  а  сами  пошли  в  станы  свои.  Тогда  был  сильный  переполох  по  всей  земле,  и  люди  не  ведали,  куда  кто  бежит…



1240  год.

В этот же год  взяли Киев татары и святую Софию разграбили, и монастыри все, и иконы, и кресты честные, и все узорочье церковное взяли. А людей от мала до велика всех мечом убили. Эта беда приключилась перед Рождеством Христовым на Николин день.



Персидские  источники,  например,  знаменитый  Рашид-ад-Дин  также  пишет  о  массовом  уничтожении  населения  на  захваченной  татарами  русской  территории.

Плано  Карпини,  проезжавший  через  Приднепровье  то  ли  в  1245,  то  ли  в  1246  году,  это  подтверждает:

когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов…».

 



Таким  образом  мы  видим,  каков  был  масштаб  бедствия.  Однако  прошло  всего  два  с  небольшим  года  после  нападения  на  центральные  и  северные  русские  земли,  и…



1243  год. Снова Лаврентьевская:

В год 6751. Великий князь Ярослав поехал в татары к Батыю, а сына своего Константина послал к ханам. Батый же почтил Ярослава великой честью и мужей его  и отпустил.



Мы  бы  не  поверили  про  «честь»,  но  и  Карпини,  и  Рубрук,  находясь  в  ханской  ставке,  отмечаю  большое  влияние  там  русских.



Мы  с  удивлением  читаем  в  русских  летописях,  что  жизнь  на  Руси  продолжается  в  прежнем  темпе:  города  восстанавливаются  или  продолжают  строиться,  князья  все  так  же  ведут  войны  друг  с  другом  или  с  сопредельными  народами.



Год  1257.

«В  году  6865. В  эту  же  зиму  приехал  Глеб  Василкович  из  ханской  земли  от  царя,  женившись  в  Орде.»



Как  мы  видим,  немного  понадобилось  времени,  чтобы  между  русскими  князьями  и  татарскими  царьками  начались  брачно-семейные  отношения.  Взаимодействие  русских  с  татарами  стало  таким  тесным,  что  некоторые  современные  историки  отрицают  сам  факт  татаро-монгольского  ига  на  Руси.



Но  это,  конечно  не  так:  иго  было.  Дань,  которую  платили  русские  князья,  была  по началу  очень  большой.  Другое  дело,  как  долго  этот  процесс  длился.



Например,  в  том  же  1257 году  ордынцы  устроили  перепись  населения  своей  территории  с  целью  контроля  над  сбором  дани.  Естественно,  русские  города  попали  под  раздачу.  Летописью  зафиксированы  волнения  в  некоторых  городах,  причем,  что  интересно,  подавляли  их  сами  русские  князья,  а  не  татарские  отряды.

Проходит  еще  немного  времени...

Год  1262. Читаем:

В  год  6770. Избавил  Бог  от  лютого  томления  бусурманского людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца христианам, не потерпевших насилье от безбожников, созвавших  вече и выгнавших  их из городов.

То  есть,  не  прошло  и  25  лет  с  начала  вражеского  нашествия,  а  с  татарскими  сборщиками  дани  в  русских  городах  было  покончено – их  выгнали,  и  с  тех  пор  сбор  дани  для  передачи  татарам  было  внутренним  делом  русской  территории.

Не  надо,  конечно,  думать,  будто  дальше  все  было  мило,  красиво  и  добровольно:  историки  считают,  что  примерно  до  1480  года,  то  есть  до  «великого стояния на  Угре»,  Золотая  орда  и  даже  ее  остатки  были  сильнее  Руси,  но  больше  никогда  ничего  подобного  Батыеву  нашествию  не  было.  Были  откупы  на  сбор  дани,  и  иногда  эти  откупы  попадали  в  руки  татарских  баскаков  (наезжали,  брали,  уезжали),  были  набеги  на  города,  когда  дань  долго  не  поступала.

Но  в  общем  и  целом  лучше  всего  понять  взаимоотношение  русских  с  Ордой   можно  из  укора  Олега  Рыльского  Святославу Липецкому:

«Если  бы  ты  пошел  со  мной  в  Орду,  можно  было  бы  нам  с  Божьей  помощью  Ахмата  баскака  перед  царем  обвинить...»

То  есть,  русские  князья  старались  действовать  в  сложившейся  ситуации  не  только  грубой  силой,  но  и  дипломатией.

Орда  в  то  время  делилась  (мы  знаем  это  не  только  из  русских  летописей,  но  и  благодаря  путешествиям  Карпини  и  Рубрука)  на  две  части:  первая была  в низовьях  Волги  (от  Казани  и  ниже),  и  вторая  («к  ханам»).  Волжская  Орда  была  к  русским  землям  ближе,  и  поэтому,  естественно,  неприятностей  доставляла  гораздо  больше.  Ну  а  поскольку  отношения  между  ордами  были  весьма   непростыми,  это  давало  возможность  русским  князьям  вести  тонкую  и  хитрую  политику.

Например,  в  знаменитой  Куликовской  битве,  вопреки  хрестоматийному  мнению,  с  обоих  сторон  участвовали  и  русские,  и  татарские,  и  даже  литовские  полки.

Почему? – официальные  историки  нам  этого  не  объясняют.  Ведь  если  бы  русские  князья  вместо  того,  чтобы  воевать  друг  с  другом,  догадались  объединиться  и  отбивались  от  татар  совместно,  никакого  ига  не  было  бы  вообще.

А  вместо  этого  мы  наблюдаем  иное:  русские  князья  привлекали  татарские  отряды  для  установления  или  упрочнения  своей  власти,  даже  если  ради  этого  им  приходилось  ездить  за  тридевять  земель  в  Орду  на  поклон,  рискуя  своими  жизнями  (Ярослава  Суздальского,  отца  Александра  Невского,  там,  например,  отравили,  что  подтверждает  Плано  Карпини,  бывший  тому  свидетелем).

И  вообще,  с  точки  зрения  современной  истории  совершенно  непонятно,  почему  сразу  же  после  окончания  боевых  действий  князь  Ярослав,  глава  Владимиро-Суздальской  Руси,  лично  едет  к  Батыю,  а  сына  своего  Константина  посылает  в  пасть  к  врагу – «к ханам»,  то  есть  «туда,  не  знаю  куда,  принести  то,  не  знаю  что». 

Конечно,  русские  князья  могли  не  знать,  что  татары  убивают,  стараясь  вычистить  под  корень,  всю  правящую  верхушку  завоеванных  стран,  чтобы  на  ее  место  поставить  своих.  Но  почему  Ярослав  поехал  лично,  а  не  отправил  хотя  бы  посольство,  как  это  сделали  папа  римский  и  французский  король,  например?

Ответ,  опять  же,  кроется  в  том,  что  княжеская  власть  на  Руси  была  властью  по  договору,  который  предусматривал  не  только  права  князей,  но  и  их  обязанности.  И  главнейшей  из  этих  обязанностей  была  охрана  территории  и  народа.

Так  что  можно  с  полным  правом  утверждать:  Ярослав  Суздальский  поехал  к  Батыю  непосредственно  в силу  своих  прямых  обязанностей.  Очевидно  также,  что  кроме  подарков,  он  вез  Батыю  какие-то  предложения,  и  предложения  эти  показались  ордынцам  столь  выгодными,  что  они  не  смогли  от них  отказаться.  Настолько  выгодными,  что  они  предпочли  иметь  Русь  на  положении  данников  и  союзников,  а  не  захатывать  ее  полностью,  лишая  самостоятельности.

Вспомним  отсутствие  в  дальнейшем  на  русской  исторической  арене  волжских  болгар  и  половцев –  прежде  чем  пройтись  по  русским  городам  массированным  катком,  татары  провели  около  года  в  степях  на  половецкой  территории  и,  победив  их,  привели,  говоря  современным  языком,  к  присяге.  То  есть  Чингизиды  встали  во  главе половецкой  массы,  и  те,  переняв  атрибутику  пришельцев,  вручив,  так  сказать,  свою  совесть  новым  вожакам,  согласились  отныне  называться  их  племенным  именем,  отказавшись  от  своего.

Так  что  сила,  едва  не  приведшая  русские  земли  к  уничтожению,  была  по  своему  этническому  наполнению  вовсе  не  монгольской,  что бы  мы  не  понимали  под  этим  этнонимом,  а  хорошо  знакомой  им  соседской,  только  переформатированной  на  чуждый  русскому  менталитету  образец.  Добавим  сюда  же,  что  иностранные  путешественники,  побывавших  в  нашей  стране  во  времена  Ивана  Грозного  и  Бориса  Годунова,   свидетельствуют,  что  половцы  и  татары  приастраханья – это  разные   названия  одного  народа.

Но  возвратимся  к  событиям,  произошедшим  на  20  лет  позднее,  а  именно  к  1243,  то  есть  к  поездке  Ярослава  Всеволодовича  к  Батыю  и  подоплеке  этой  поездки.  Русские  летописи  утверждают,  что  поехал  Ярослав  для  выкупа  пленных  и  возвратился  «с  честью»,  то  есть  стороны  договорились  не  только  о  пленных,  но  и  о  чем-то  очень  важном.

Вряд  ли  мы  ошибемся,  если  предположим,  что  смыслом  договора  было  возобновление  торговли  по  Волге.  То  есть  Ярослав  сумел  объяснить  Батыю  ценность  попавшей  в  его  руки  Казани  и  остальных  населенных  пунктов  как  источников  будущих  неисчислимых  Батыевых  богатств.  Ту  святую  истину,  что  ограбить  и  убить  можно  только  один  раз,  а  собирать  дань –  ежегодно.

Результат  не  заставил  себя  ждать.  Западные  путешественники,  направлявшиеся  в  ставку  монголо-татар,  отмечают  появление  на  берегах  Волги,  двух  населенных  пунктов,  заложенных  Батыем.

Вроде  бы  ничего  удивительного,  не  будь  Батый,  как  и  другие  татары,  кочевником,  отнюдь  не  собиравшимся  переходить  к  оседлости.

Кстати,  о  том,  что  Рубрук  не  склонен  к  пустому  сочинительству,  свидетельствует  описание  им  денежных  единиц  разных  народов:

Ходячей монетой русских служат шкурки разных пушных зверей, горностаев и белок.»

Очень  ценное,  кстати,  наблюдение,  напрочь  отметающее  аргументы  тех,  кто  задается  вопросом  об  отсутствии  на  раскопках  Сарая  и  других  ордынских  городов  русских  монет:  их  у  русских  не  было  вплоть  до  достаточно  позднего  времени.  Не  требовалось  потому  что.  Внутри  Руси  имела  ценность  серебряная  гривна  и  ее  обрубки,  а  дань  для  отправки  «в  Орду»  собиралась  мехами.


Тамерлан

Нельзя  не  отметить  еще  одного  правителя  монголо-татар,  сыгравшего  огромную  роль  в  российской  истории.  Это  Тамерлан  (Тимур-ленг).  Именно  ему  принадлежит  честь  уничтожения  Золотой  Орды.  Произошло  это  в  1395  году,  через  15  лет  после  знаменитой  у  нас  Куликовской  битвы. Попробуем  рассмотреть  подробности  произошедшего.

1. Среди  русских  князей  того  периода  по-прежнему  велась  борьба  за  главенство.  К  1380  году  сформировалось  две  крупные  группировки:  Московско-Владимирско-Ярославская  и  Нижегородско-Рязанская.  И  та,  и  другая  были  примерно  равны  по  силе,  в  обоих  коалициях  были  отряды  литовцев  а  также  татар.  Битву  выиграла  Москва,  а  вместе  с  Нижегородцами  и  Рязанью  проиграл  Мамай.

2. Ситуацией  решил  воспользоваться  некий  хан  Тохтамыш,  авантюрист  и  неудачник.  Явившись  в  Золотую  Орду  со  свежим  войском,  данным  ему  Тимур-ленгом,  он  добил  изрядно  потрепанного  Мамая  и  отправился  на  Москву,  где,  воспользовавшись  временным  отсутствием  князя  Дмитрия,  хитростью  убедил  горожан  открыть  ворота,  в  результате  чего  Москва  была  в  очередной  раз  сожжена,  а русские  князья  снова  вынуждены  были  платить  дань  ордынцам.

Вранье,  будто  Мамай  правил  незаконно,  потому  что  он  не  был  Чингизидом,  оставим  для  тех,  кому  лень  заглядывать  в  первоисточники.  Если  припомнить  Тамерлана,  то  права  Мамая  на  ханство  в  Золотой  Орде  были  вполне  равны  правам  того  на  власть  в  Белой  и  Синей  ордах. 

3.  Нам  уже  никогда  не  узнать,  почему  Тохтамыш  ответил  черной  неблагодарностью  Тамерлану  за  помощь  в  захвате  власти  в  Золотой  Орде  и  покусился  на  владения  того  на  Кавказе.

Непонятно  также,  почему  Тамерлан  вместо  того,  чтобы  после  расправы  над  Тохтамышем  присоединить  к  себе  Золотую  Орду,  предпочел  ликвидировать  ее  как  государство  и  рванул  на  завоевание  Индии.

Тем  не  менее  полное  уничтожение  им  золотоордынских  городов  на  Волге – это  исторический  факт,  точно  также  как  и  последствия  его  экспедиции.

Тамошние  татары,  потомки   половцев,  саков  и  прочих,  были  кочевниками.  Вместо  того,  чтобы  восстанавливать  приволжские  торговые  центры  (Астрахань  возникла  заново,  уже  впоследствии)  они  разбежались  в  разные  стороны:  кто  в  Крым,  кто  на  территорию  бывшей  Волжской  Болгарии  (нынешний  Татарстан),  кто  на  просторы  Башкирии,  вытеснив  оттуда  прежнее  фино-угорское  население,  эмигрировавшее  вследствие  этого  за  Урал,  в  Приобье  (ныне  это  территория  называется  Ханты-мансийский  национальный  округ).

Да-да, башкиры  не  являются  потомками  волжских  болгар – это  бывшее  половецкое  или  кыпчакское  население,  побывавшее  под  татарской  властью  и  смешавшееся  с  остатками  фино-угров.  О  том,  что  там  ранее  проживали  вовсе  не  болгары,  а  родственники  венгров  и  марийцев,  сообщают  и  Карпини,  и  Рубрук.

Самая  же  парадоксальная  судьба  постигла  потомков  половцев  Придонья.  Мы  знаем  из  упомянутых  письменных  источников,  что  золотоордынские  Чингизиды  (там  правил  род  Джучи)  весьма  равнодушно  относились  к  проблемам  веры  и  не  насаждали  насильственно  ни  мусульманство,  ни  свои  обряды.  А  многие  половецкие  роды  нынешней  Украины  к  моменту  отатаривания  были  христианами  и  состояли  в  родстве  с  русским  населением  Приднепровья  и  Северского  Донца.

Вот  так  и  получилось,  что  после  разгрома  Золотой  Орды  для  потомков  донских  половцев  оставалось  два  пути:  либо  продолжать  зваться  татарами  и  вместе  с  родами,  переселившимися  в  Крым,  подчиняться  потомкам  ненавистных  Чингизидов,  либо  вступить  в  союз  с  теми,  кто  170  лет  назад  плечо  к  плечу  пытался  вместе  с  ними  защититься  от  надвигавшейся  общей  беды.

И  они  сделали  выбор  в  пользу  союза  с  русскими.  Союз  этот,  сплав  славянской  и  половецкой  кровей  стал  называться  казачеством:  женщины  занимались  хозяйством  и  воспитывали  детей,  а  мужчины  вели  конный  полукочевой  военный  образ  жизни,  то  есть  охраняли  свою  территорию  и  свои  семьи  от  всевозможных  врагов.

Поэтому  тот,  кто  отрицает  независимый  период  в  истории  Украины  (Малой  Руси),  глубоко  неправ. Такой  период  был,  хотя  сохранить  свою  независимость  казакам  не  удалось.  В  1654 г.  как  мы  знаем,  они  вынуждены  были  попросить  подданство   у  Российской  короны,  и  в  просьбе  им  было  не  отказано.

Что   же  касается  Великой  (то  есть  «Большой»)  Руси,  то  там  история  пошла  по  иному  пути.  Московские  князья  продолжали  собирать  вокруг  себя  земли,  они  привычно  отбивались  то  от  Тверских,  то  от  Рязанских,  то  от  Нижегородских  конкурентов,  привычно  то  платили,  то  не  платили  дань  татарам,  уже  Казанским  (Крым  был  далеко).  Как  все  закончилось – мы  знаем,  это  уже  история,  которую  изучают  в  школе.

Только  маленький  штришок,  отмеченный  иностранцами,  при  их  путешествии  через  Астрахань  в  XVI  веке:  когда  приходило  время  появления  там  татар,  кочевья  которых  пересекали  дельту  Волги,  астраханский  наместник  раздавал  татарам  ружья  для  защиты  от  нападений  со  стороны  Средней  Азии,  а  при  обратных  откочевках  эти  татары  эти  ружья  возвращали  назад,  так  сказать,  на  склад.  Полный  симбиоз!

Да,  кстати,  о  Чингисхане  персидские  источники  говорят,  что  он  был  рыжеволос  и  голубоглаз.

И  Тамерлан  также  (а  он  потомком  Чингисхана  не  был),  имел  рыжую  шевелюру – этот  факт,  весьма  неприятный  для  сторонников  монгольского  происхождения  татаро-монголов, показало  вскрытие  его  гробницы,  произведенное  по  техническим  причинам  (рядом  с  мавзолеем  во  время  строительства  соседнего  здания  прорвало  арык,  и  было  решено  в  целях  сохранения  ценных  исторических  реликвий  позаботиться  об  их  спасении.).

Главную  область,  где  Тамерлан  родился  и  правил,  ту,  где  находится  всем  нам  известный  среднеазиатский  город  Самарканд,  современники  «Железного Хромца»  именовали  Могулистаном,  а   часть  Индии,  где  правили  его  потомки,  звалась  Империей  Великих  Моголов

Но  это  вовсе  не  то  же  самое,  что  пишет  Фоменко  со  товарищи.

Можно  утверждать  с  полным  основанием:

1.  Орда  и  Русь – это  далеко  не  одно  и  тоже,   и  никогда  не  были  одним  и  тем  же.

2.  Никогда  ни  Русь,  ни  Орда  не  владели  не  только  всем  миром,  но  даже  Европой  или  Китаем.

3.  Даже  Монголия  вряд  ли  была  когда-либо  завоевана  детьми  или  внуками  «повелителя  Вселенной»,  не  говоря  уже  о  самом  Чингисхане,  который  там  явно  не  бывал.   Нынешние  правители  Монголии  и  знать  этой  страны  являются  потомками  Чингизидов вследствие  династических  браков,  вот  только  Каракорум  и  место  происхождения  монголо-татар  здесь  совсем  не  при  чем.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
   Не знаю, чем я так прогневал Господа Бога, но каждый раз, когда в бодром расположении духа подхожу к банкомату, вдруг появляется она, та - которую он тщательно и смакуя очередного грешника, выбрал из миллиарда, чтоб проверить мою психологическую устойчивость и уточнить прав ...
Прохожие в подмосковном Одинцове о своем отношении к операции России в Сирии. Согласны даже своих детей туда послать. И всё искренне. ссылка на ютуб Кстати, когда через годик россияне так же искренне будут лезть брататься, а украинцы посылать их нахуй, они будут недоумевать, обижать ...
Не надо участвовать в этом цирке, придавая ему хоть какой-то налет легитимности © Алексей Меринов Предположим, вы пришли на рыбалку, но забыли накопать червячков. А вам говорят, что мол здесь рыба и так клюнет. Что она тут на голый крючок идет. Вот так сейчас с выборами. ...
В этом выпуске пиара хочу, прежде всего, рассказать об odry_cakes . Это блог мастерской "Тортики от Одри", в которой рождаются уникальные сладкие шедевры. Эти ребята открыты для новых предложений и готовы участвовать в акциях и мероприятиях. Вот, ...
Я пишу тут второй раз за пару лет. Держу этот акаунта именно для экстренных ситуаций. Сдержать один ужасный вопрос в голове у меня больше нет сил. Я живу с мужем уже 7-8 лет, у нас двое детей, отношения бывают разные, но я его люблю и он меня любит. Знакомы со школы, общие друзья. И хотя ...