Так как я сегодня исключительно добр, то еще один подарочек. Новогодний. Теперь уже психологический

топ 100 блогов utro_vecher03.01.2010 Вот, появилось, наконец, настроение продолжить. Начало - здесь: http://utro-vecher.livejournal.com/1021892.html

Итак, в прошлый раз мы научились отличать развитие от прочих разных, в том числе и похожих, процессов. То бишь говорить о том, что человек развивается, мы можем в том случае, когда видим, что со временем в человеке происходят необратимые изменения, когда это происходит не случайно, а закономерно, и когда в нем изменяется что-то серьезное, а не пустяки всякие. Во всех же остальных случаях мы говорим о чем угодно, но не о развитии.
Теперь поговорим о другом - о механизмах этого процесса, о том, КАК в человеке происходит развитие.
И будет мудрено, будет дофига букв, и местами - букв не таких уж простых, поэтому

Так как я сегодня исключительно добр, то еще один подарочек. Новогодний. Теперь уже психологический



И первых делом здесь, конечно, надо сказать, что вопрос, о котором я сегодня буду толковать тут как тетерев на току - это второй из важнейших вопросов в этой области.

И поэтому, как и в случае любой другой ключевой в какой-либо области проблемы, здесь имеется вагон и маленький к нему прицеп отличающихся друг от друга, а часто и противоречащих друг другу мнений. Понятно, что ключевые вопросы самые что ни на есть умища не обходят вниманием, а когда несколько мегамозгов начинают о чем-то думать - практически всегда они по ходу находят какие-нибудь изъяны в соображениях коллеги. На то они и умища.

Но! Есть два полюса, к которым все без исключения существующие теории вопроса так или иначе примыкают, а именно: мнение о том, что развитие происходит эволюционным путем, и мнение о том, что развитие происходит путем не эволюционным, но революционным.
В чем отличие?

Если мы обратимся в поисках ответа на этот вопрос не к собственной интуиции, а к серьезной матчасти - узнаем мы следующее.
Люди, которые склонны придерживаться мнения о том, что развитие есть процесс эволюционный - считают, что в человеке с течением времени просто прорастает как из зернышка то, что в нем было заложено изначально. Так, например, заложена в генах программа, согласно которой со временем должны появиться зубы. Ну и вот фурычит что-то там внутри по этой программе, потом вырастает какая-то хуета, а потом из нее зубы вырастают, все по плану. Точно таким же примером этой точки зрения может послужить достаточно распространенное убеждение в том, что в "хороших семьях" вырастают хорошие люди, а в уродских семьях вырастают уроды: заложено некое зернышко, и оно прорастет со временем. Сюда же - передачу болезней по наследству, и так далее, и так далее.

И эта точка зрения безусловно имеет самые серьезные основания. Которые заключаются, например, в том, что преемственность высших форм жизни по отношению к низшим доказана огромным фактическим материалом. И вот, например, мэтр из мэтров, С.Л. Рубинштейн, вразумляет нас, слабо постигших знание человеческое: "Наличие преемственности бесспорно. Самые элементарные формы психики на низших ступенях генетического ряда, с одной стороны, и самые высшие проявления сознания на вершинах человеческой мысли – с другой, составляют единый ряд, в котором высшие ступени могли развиться лишь на основе низших. Отрицание преемственности означало бы отрицание развития и признание наивно-идеалистической точки зрения".

Но со временем ученые мужики раскурили одно обстоятельство, которое зудело и чесалось как тот Гондурас, и мешало спокойствию. А именно: если мы говорим о том, что развитие - это возникновение существенно нового, качественно нового - то как же оно появляется из старого?? Как же может из старого появиться ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЕ?? Ведь новое и определяется по отношению к старому как "принципиально иное". Было понятно, что тут сильно нужна какая-то дополнительная хреновинка, которая может связать каким-то образом синее и круглое, мелкое и мягкое. Было понятно, что без этой хреновинки тут - вот прям никуда.

Ну и все чесали мозг. И тут блеснул талантом и темпераментом Гегель, Георг наш Вильгельм.

Да, законы диалектики, они самые. У него получилось.
О чем речь?
Их три, и они мудрены шопесдец. Поэтому я как обычно переведу это дело на человеческий язык. Но сначала озвучим.

Закон 1: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия.
Закон 2: закон перехода количественных и качественных изменений.
Закон 3: закон отрицания отрицания.

А теперь перевод.
Первый закон рассказывает нам о том, на какой основе возникает развитие, что является импульсом, который запускает процесс развития.
Речь о том, что коль скоро есть течение времени, то есть прошлое и будущее. А коль скоро есть прошлое и будущее, то, значит, есть старое и новое. И в любом явлении есть отживающее свой век и появляющееся вместо него. В своем единстве они этот предмет составляют, но с ходом времени нового в любом явлении, понятно, становится все больше. Происходит количественное накопление нового, и оно начинает со временем попросту "перевешивать" старое. Возникает борьба старого и нового.

А вот описание сути этой борьбы - во втором законе, который описывает процесс перехода количественного изменения в качественное.
Берем книгу. Начинаем ее уменьшать в размере - в два, в три, в десять раз. Она становится все более и более маленькой книжкой. Но она все равно продолжает оставаться книжкой. До той поры, пока ее можно читать. До той поры, пока мы не перешли некую границу, после которой книжку читать уже будет невозможно, и она, соответственно, перестанет быть книжкой. Например, уменьшив ее в пицот тыщ раз. Чем-то вот таким вот полученное будет, какой-то хуитой. Но - уже не книжкой. Потому что читать уже невозможно.
И вот этот вот прикол описывается в философии понятием меры вещи - понятием, сводящим воедино количественные и качественные характеристики предмета, и гласящим, что у любого явления есть некие границы, в рамках которых оно продолжает оставаться самим собой, несмотря на все количественные изменения, с ним происходящие.
И соответственно, закон перехода количественных изменений в качественные и гласит: если накопление количественных изменений будет настолько велико, что произойдет превышение допустимого в данном случае порога, произойдет некая чрезмерность для данного явления - одновременно произойдет смена качества предмета.

И здесь надо отметить, что коль скоро категория меры объединяет в себе качество и количество, то безусловно, мы здесь имеем не только переход количественного изменения в качественное, но и наоборот. Например: человек осваивает какую-либо новую для него специальность. Ему трудно, тяжело, но он постепенно накапливает знания, и в определенный момент - опачки - таки освоил. Понял дело. И у него, соответственно сказанному, появилось новое качество личности - профессионализм в этой области. И теперь уже, если ему придет в голову далее продолжать накапливать новые знания в этой области - у него это, безусловно, будет получаться легче и быстрее.

И вот тут мы выходим на третий закон - закон отрицания отрицания, который и объясняет единство преемственности и смены в развитии, и характеризует форму, направление и результат процесса развития.
И тут как в сказке - чем дальше, тем страшнее, тут уже дебри в дебрях, дорогие мои, поэтому если кто проберется через это - тот сам себе и молодец. Но - оно полезно, и для общего понимания вопроса, и попросту для легкой тренировки мозгов.
Итак, о чем речь? Речь о том, что развитие осуществляется циклами, в рамках каждого из которых явление проходит через три стадии.
На первой стадии мы имеем само явление, как оно есть.
Далее, как показано выше, мы имеем качественное изменение явления. Которое в философии называется отрицанием. То есть явление как бы отрицает самое себя. И очевидно, становится в определенном смысле своей противоположностью. Но достаточно очевидно то, что это отрицание явления не может не включить в себя это явление. Подразумевает его. Отказ от Васи подразумевает Васю, отказ от курения подразумевает курение. Тут мы процитируем господина Гегеля, чтоб окончательно уж доломать мозг: "отрицание создает более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности". Это вторая стадия.
Но потом опять начинает в этом новом явлении происходить накопление чего-то еще более нового. И опять происходит качественное изменение, опять происходит отрицание, которое является уже отрицанием былого отрицания. Мы перешли слева направо, а потом опять перешли справа налево - опачки! Мы вернулись на круги своя. Только лишь ловкость рук, никакого мошенничества.
Но - перешли уже на новом уровне, поднялись немножко наверх. Это - третья стадия.
Спираль. Развитие происходит по спирали.
Так, например, теория относительности Альберта нашего Эйнштейна не зачеркивает физику Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Точно так же, например, изменения в экономике, политике или морали, происходящие с ходом времени, обязательно включают в себя все главнейшие достижения предыдущих этапов, пусть и в существенно измененном виде.

Ну вот примерно так оно.
И - здоровый вопрос: для чего была нужна вся эта хуита? Для того, чтобы примерно понимать, как развивается человек - раз. И для того, чтобы понимать, откуда в его развитии берутся разные стадии, почему в этих разных стадиях обязательно имеют место быть кризисы. И какую роль эти кризисы возрастного развития играют - два.
Соответственно, далее у нас по плану будет еще третий ключевой момент вкратце - соотношение биологического и социального в развитии. Затем - о стадиях и кризисах матчасть. Затем - об эпигенетической антропологической концепции стадий развития Эриксона, на которую большинство серьезных ученых, работающих в этой области, и опираются. Ну и затем - пройдемся по основным стадиям возрастного развития. Следите за рекламой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всех с началом новой недели! Сегодня вспоминаем книжных героев на букву М! Каждый участник флешмоба получит Книжную азбуку в подарок. М - Мяули OZON.ru - С Новым годом, Мяули!, Джудит Керр в "Лабиринте" А вы каких книжных героев знаете на букву М? ...
Зацепился здесь с одной дамочкой, погоняло у неё diksio . Мадам в одном из своих нудных постов довольно категорично заявила, что некий Женя Понасенков-историк. Не, не так, ИСТОРИК! И что только от него она узнала ПРАВДУ о Наполеоне и войне 1812 года. Ну как это было? Мадам просидела в ...
Одесса: "АТВ" лишено лицензии. Суд принял решение о закрытии канала АТВ. Судьи не вняли аргументам стороны защиты, полностью удовлетворив иск... После оглашения вердикта, собравшиеся сторонники канала кричали судье "Позор" ... Одесский окружной аппелляционный суд решил, что ...
Если ехать из Оренбурга в Орск, то это спуск, начинается сразу после стелы Орск и там стоит знак - обгон запрещен. Когда стоял ТОЛЬКО знак, водители его часто не замечали и совершали обгон в этом месте, за что водителей лишают права управления ТС. ...
В последние дни распространяются сведения о минах «лепесток», в применении которых обе стороны обвиняют друг друга. Раньше я ни о чем подобном не слышал, поэтому захотелось разобраться. Внешний вид и способы применения везде описаны, так что не буду повторяться. А вот начинка у нее ...