СВЯТОЧНЫЕ ЗЛОДЕИ


Часть 8. Ряженые
Если на Святки какая-то местность оказывалась более-менее
благополучной по части шалостей нечистой силы, то этот недостаток
могли с лихвой восполнить и люди - ряженые.
Переодевание в другое существо, попытка спрятать свое лицо под
личиной зверя или нечистой силы имело в дни Святок вполне
практический смысл: в одежде, вывернутой наизнанку, с лицом,
скрытым под маской, испачканным углем или краской, нечистая сила не
могда узнать человека, и, стало быть, навредить ему. С другой
стороны, скрываясь под непривычным обликом, человек и сам
уподоблялся нечистой силе, а, значит, человеческие нормы и правила
на него уже не распрстранялись, и он мог хулиганить и
безобразничать в свое удовольствие, оставаясь при этом
безнаказанным (Кто тещу в прорубь столкнул? Ясное дело - шуликуны!)
Кроме того считалось, если, будучи не узнанным, затесаться среди
настоящих чертей и прочей нечисти, то можно узнать свое будущее или
выведать какую-нибудь вважную тайну, например, где скрыт клад.
В разных местностях были свои излюбленные образы для переодевания.
На Псковщине, например, кто-то обязательно обряжался в медведя, и в
таком облике представлял, как бабы по воду ходят, или же девки в
зеркало смотрятся, а детишки воруют чужой горох. Другим популярным
персонажем у ряженых был журавль. Чтобы изобразить его парень
накидывал на себя шубу, вывернутую мехом наружу (обычно мех носили
внутрь, для тепла), а в один из рукавов продевал длинную палку с
крючком-клювом на конце. Парень, изображавший журавля, обычно
гонялся за девушками, бил их своим клювом, а они, чтобы от него
откупиться бросали на снег конфеты, орехи или пряники и другие
сладости, которые назойливая птица и подбирала.
Иногда парни представляли просто абстрактную нечисть, одеваясь в
длинные белые рубахи в рукавами до пола, вывернутые тулупы и
спрятав лица под страшными разрисованными загодя масками. Они
врывались в дома, где девушки устраивали посиделки, и начинали
пугать присутствующих. Девицы, когда первый испуг проходил,
включались в игру, и с хохотом начинали выгонять незванных гостей.
Считалось, что такая игра имеет магический смысл, поскольку изгоняя
нечистую силу, можно обезопасить себя от всяческих нпастей в
наступающем Новом году.
Среди таких нападающих часто бывала кикимора - парень, переодетый в
изношенную женскую одежду с горшком на голове, изображающим
кокошник. Нужно было сбить этот горшок у него в головы, и когда он
падал и разбивался, кикимора превращалась в симпатичного соседа, и
игра заканчивалась.
Во многих селах в таких развлечениях участвовали и девушки. Парни
часто переодевались в женскую одежду, а они - в мужскую. Или же вся
молодежь на деревне переодевалась в цыган, ходили по домам, гадали
и ворожили, и собирали у односельчан дань вареными яйцами,
колбасами и прочими вкусностями.
В Ярославской губернии парни часто одевали красные рубахи, брали с
собой косы и грабли и шлю с песнями по соседним деревням,будто на
сенокос. А костромская молодешь любила рядиться стариками со
страшными горбами, косматыми чертями, для чегоони на голову
навязывали кудели или же Петрушками.
На Новгородчине устраивали целое представление, в котором главным
героем был кузнец, бравшийся перковать всех старух и стариков в
молодых с помощью своего волшебного молота.
Но в основном ряженые болтались по деревне и устраиввали различные
безобразия и шутки, в основном, довольно невинные - пугали одиноких
прохожих, приставали к девицам, могли развалить поленницу, закинуть
какую-нибудь хозяйственную утварь, оставленную во дворе, на крышу,
чем-нибудь подпереть дверь или калитку снаружи, перегородить
бревном дорогу, или же вытащить сани или корыто подальше от дома,
например, на середину пруда или речки.
Шутки ряженых заканчивались с приходом Крещения. Все знали, что за
свои шалости нужно нести ответственность, и все те, кто носил маски
и рядился на Святки должны пройти очищение в крещенской купели, чем
больше ты хулиганил, чем дольше должен просидеть в проруби, а иначе
Бог тебя непременно накажет, и не удет тебе весь год Его
благословения. Впрочем, и тут находилсь лазейка: за небольшую плату
находитьсь желающие искупаться в проруби за других грешников.
Мораль: если рядишься на Святки, будь готов к крещенскому купанию в
проруби (ну, или готовь плату своему дублеру)
