ЮРИЙ ПИМЕНОВ. НОВЫЙ ГОД. 1949

топ 100 блогов nikonova_alina30.12.2024
Юрий Пименов. Новый год. 1949
Юрий Пименов. Новый год. 1949

        1949 год. Наша страна постепенно включается в мирную жизнь, залечивая раны, оставшиеся после войны, строя новые заводы, школы и жилые кварталы, а также создавая  и закрепляя в народном сознании новые обычаи. И одной из них и становится ежегодная традиция с размахом встречать Новый год.

Картины, которые художники пишут в это время очень часто отличает необычайно светлая и добрая атмосфера, словно счастье от Победы, от возвращения с фронта отцов и сыновей, в буквальном смысле стекает с кистей и заполняет собой все пространство холста.

Такой получилась и картина Юрий Пименова «Новый год», написанная художником в 1949 году.

Юрий Пименов. Фотография 1930-х гг.
Юрий Пименов. Фотография 1930-х гг.

Юрий Пименов был коренным москвичом, родившимся в семье присяжного поверенного и купчихи их династии Бабаниных.  Художником он хотел стать с раннего детства:

         «…Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. <�…> Художником решил стать обязательно <�…> Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова…»

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937

Потом был ВХУТЕМАС, учеба в мастерских у Сергея Малютина и Владимира Фаворского (Пименов очень гордился тем, что мог считать себя его учеником), основание Общества станковистов (ОСТа), период неудач в начале 1930-х годов, когда его признали формалистом, что было чревато всевозможными неприятностями (вплоть до ареста и расстрела), и, наконец, переоценка собственного творчества (а что было делать, у него к тому времени уже была семья). Но благодаря этому Пименов действительно нашел свою тему в искусстве – тему современного города и людей, живущих в нем. Так в его искусстве появилась Москва с ее новостройками, широкими улицами, залитыми солнечным светом, с москвичами, спешащими по делам, строящими новую жизнь для своей страны и для самих себя.

Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1943
Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1943

Война прервала этот светлый и радостный путь в будущее, и в реальности, и в живописи Пименова. В эти годы художник рисовал агитационные плакаты для ТАСС, изображая фронтовиков и тружеников тыла. До 1943 года он находился в родной Москве и в своих картинах и зарисовках фиксировал все изменения, произошедшие с его любимым городом, ставшим прифронтовым. А затем Пименова командировали на Северо-Западный фронт. Одной из картин, написанных им во вермя этой командировки стала военная версия его знаменитой «Новой Москвы», которую он назвал «Фронтовая дорога».

После окончания войны Юрий Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа. В конце 1940-х годов он даже работал на съемках фильма «Кубанские казаки». И вот именно с этого времени в его живописи начинают активно использоваться кинематографические приемы построения кадра. Именно таким образом, как сцену из фильма, он и строит картину «Новый год».

Художник делит кадр, то есть пространство холста на две равные части. Левая половина представляет собой передний план. Он довольно необычен. Это угол затемненной прихожей, напоминающей театральные кулисы, где на небольшой вешалке размещены шубы и пальто гостей. Под вешалкой небрежно сброшенная уличная обувь – очевидно, что по русской традиции гостям выдали тапочки, или же они принести нарядные туфли с собой. В узкой часть прихожей слева художник размещает тумбочку, на которой находятся два символический объекта, обозначающих время действия и повод, собравший друзей вместе – кулек с мандаринами, символ новогоднего праздника. Также на тумбочке стоит и телефон. Возможно, этот предмет можно трактовать как символ связи между людьми, теми, которые собрались здесь, и тем, кто в силу разных причин и расстояний, не смогли прибыть на праздник, но которых здесь всегда ждут. И зритель как раз и оказывается как бы в роли такого опоздавшего гостя.

Федор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948
Федор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948

Далее вслед за потоком теплого золотистого света мы как бы входим в комнату. Здесь действие происходит на заднем плане, и мы инстинктивно ждем, что камера приблизит нас к людям, собравшимся за праздничным столом, и мы услышим тост, который произносит центральный персонаж полотна – мужчина в военной форме. Характерно, что спустя и четыре года после окончания войны многие мужчины еще носили гимнастерки и брюки-галифе. Пименов фиксирует эту особенность времени, изображая военные шинели на вешалке. Он вообще очень тщательно обобрал и проработал все детали полотна: низкий шкафчик с книгами у дальней стены,на нем – ваза с фруктами, которую, вероятно, подпадут к чаю, часы, стрелки на которых приближаются к полуночи, репродукция картины Федора Решетникова «Прибыл на каникулы», которая тоже хорошо вписывается в тему.

        На столе – разномастная посуда (тарелки разных размеров, разные рюмки и бокалы в руках у персонажей), и стулья все разные, видимо позаимствованные у соседей. И это тоже примета времени, когда у людей не было возможностей, да и зачастую особого интереса устраивать свой быт, поскольку все были слишком поглощены более глобальными проблемами.

       Что особенно впечатляет в картине – это ее настроение, совершенно особое ощущение счастья и позитива, как мы бы это назвали сейчас. Все люди рады друг другу, и искренне поздравляют с праздником, в компании нет никаких скрытых разногласий или неприязни. Часы вот-вот пробьют полночь, и наступит новый замечательней год.

        А за окном – тысячи таких же окон, освещенных теплым золотистым светом, за которыми люди также желают друг другу счастья, здоровья и успехов в Новом году.

P.S. Картина Юрия Пименова «Новый год» хранится в Белгородском художественном музее


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А первый российский послереволюционный культ был культом личности Керенского.. Это был не зародыш, а уже развитие культа. Сам Керенский его всячески поощрял. Его фотографии продавались с рук за бешеные деньги.. Керенский был оратором, призывал всех смотреть на себя, обещая вывести страну ...
Меня заставили. Или упросили. Не знаю как сказать. Правильнее даже так, меня так попросили, что мне пришлось заставить себя. Хотя я упирался всеми конечностями. Уже который год, причём. В личке время от времени спрашивают, вот и вчера опять один хороший человек написал: «ты смотрел ...
Майли Сайрус, Алессандра Амбросио, Ники Минаж, Деми Ловато и Эмбер Роуз с бойфрендом 21 Savage. ...
Вы спрашивали меня о том, что может случиться только летом? Так я расскажу) В загороде своем спим с открытыми окнами... Засыпаю под стрекот кузнечиков и пение птиц. И вот вдруг слышу пронзительную трель сверчка... Вспомнила сразу ужас моего детства - в трехэтажке, куда мы когда-то ...
Любил это стихотворение в детстве: Подражание французскому Один кюре, слуга усердный Бога, Известный благочестием своим, Решил купить французского бульдога. Откладывая каждый день сантим, К страстной неделе накопил он сумму, Которая позволила кюре Приобрести породистую суку. Он сколотил ...