Святки бездуховные
p_syutkin — 08.01.2020Святки всегда вызывали сложное чувство у российской власти. С одной стороны, народ развлекается, деды выпивали. С другой, вроде как не очень православное это дело, не духовное. Язычеством попахивало. А с третьей, вообще почти две недели валять дурака – это неправильно, чего это они «на наши деньги гуляют».
Время от Рождества Христова до Крещения во всей православной Руси называлось святками, или святыми вечерами. И как справедливо отмечает русский литератор Е.Соловьев в изданной в 1877 году книге «Святки среди купцов и мещан города Казани», всякая работа в это время, кроме неизбежной по дому, считается грехом. Народ ездит друг к другу в гости, поет песни, разъезжает по деревне ватагами. Приедут в дом, садятся прямо за стол. У хозяйки с утра напечено, наварено и нажарено много кушаний. Один из гостей разрезает их, а прочие берут руками и едят. Вилок не знают, а для утирания рук растягивается по коленам гостей полотенце.
Если есть водка, хозяин подает гостям по рюмке, а пиво пьют из ендовы вкруговую. Кончив завтрак или обед, гости встают, молятся богу, благодарят хозяина за хлеб, соль и отправляются в другой дом, где совершается то же, что и в первом.
Именно об истории русского рождественского стола я и рассказываю в программе радио «Маяк»:
«Непомерное количество съедается в праздник съестных припасов. И едва ли бывали примеры, чтобы кто-нибудь умер от несварения желудка. Праздник не обходится у мужиков и без драки. У девушек свои удовольствия и непременно по вечерам, при свете свечи или даже лучины. Девушки собираются в доме любимой подруги и веселятся по-своему. Тут происходят игры, пляски, пенье и гадания. Последние основаны на безусловном суеверии и невежестве».
Так Соловьев отмечает, что большинство казанских купцов «стоит на низшей степени просвещения, а потому верят гаданьям и приметам». Например, чесание левого глаза предвещает непременно что-нибудь хорошее, а чесание правого – какую-нибудь неприятность. Чешется правая ладонь – деньги отдавать, левая – получать. Если чешется переносица, значит, умер кто-то из родных.
Все это праздничное безобразие очень критично воспринималось нашей властью. Как пишет в 1789 году русский историк Иван Голиков автор книги «Деяния Петра Великого», «несносны были монарху особливо святки, которые увольняют как от должностей, так и от работы». Праздничное время посвящаемо было праздности, нелепым игрищам и пьянству.
«Великий государь, бывший врагом праздности, предрассудков и гордости, употребил тот же самый обряд в посмеяние. Он одевал надменнейших из бояр в старинное богатое платье и водил их по знатным домам для славливания. Хозяева, возглашая им многолетие, должны были по старинному обычаю потчивать их крепкими напитками. Осмеиваемая таким образом гордость бояр унизилась, и сами они сделались к простому народу ласковее и снисходительнее. Праздность становилась постыдною».
|
</> |