Священная война?
keleg — 27.06.2024Почему православные страны не замечены в крестовых походах?
Ну, на то есть несколько причин.
Во-первых у православных нету папы. Крестовый поход кто-то должен объявить, верно? Причем, т.к. поход святой — должен объявить кто-то святой или уполномоченный на безгрешность. Как мы помним, на эту роль папа подходит, есть догмат его непогрешимости если он выступает особым образом по богословским вопросам. Святые у православных бывают только уже почившие, при жизни святость не признается — важно, как умирать будешь. Папы тоже нет — у православных же соборность, потому роль папы выполняет Собор. Нельзя просто так что-то объявить святым, нужно всем собраться и договориться. Это кардинально сложнее папского эдикта, в православнии нету единой святой вертикали, оно конфедеративно и слабоуправляемо — т.к. нужно добиться консенсуса.
Далее, в католичестве важно выполнение заповедей, если не выполнил — виноват. Mea maxima culpa! Моя великая вина! — неоднократно восклицают католики на мессе. Покаяние в католичестве — помилование виновного, после которого он в моральном долгу перед Господом. Правовое государство — правильная церковь (Римcкое право повлияло?) Соответственно Иисус — он My Lord, как военный вождь — приказано-сделано! Потому и возможен крестовый поход — священная война-джихад. Спасется тот, кто правильно живет во славу Божию!
В православии грех — скорее не вина, он — беда. Грех — следствие несовершенства души, изъяна, болезни. Цель — стяжание Духа Святого, приближение себя к Богу, святость — состояние, когда грешить не хочется. Соответственно простые добрые дела даже из под внутренней палки не пойдут — нужна непритворная искренность, достигаемая через покаяние, исправление души, хороший батюшка разбирается с грехом как психоаналитик. Потому гораздо менее важна становится земная сторона конфликта, важно как ты проживаешь этот конфликт в своей душе, земной мир погибнет в любом случае, а душа бессмертна. Война это прежде всего испытание, проявитель для души.
Здесь показательны слова св. Николая Японского во время русско-японской войны: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей Церкви. ... Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участие в общественных богослужениях нашей Церкви... Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным Отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь — не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир...»
***
Идеи и смыслы из этого журнала можно читать и в телеграмме.
|
</> |