Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №9
elika — 01.09.2024 Теги: Гайдар Табаков Книга «Тимур и его команда», написанная Аркадием Гайдаром за год до начала Великой Отечественной войны, имела поразительный эффект. Автору удалось то, что не удавалось никаким директивам: воззвать к соревновательному духу, такому сильному у подростков. Вместо спортивных соревнований появились другие — альтруистические, основанные на взаимовыручке и дружбе, целью которых была условная победа в количестве добрых дел. К 1945 году в стране насчитывалось до 3-х миллионов тимуровцев!Такой размах тимуровского движения говорил сам за себя и свидетельствовал о немыслимой популярности повести Гайдара. За 45 лет книгу переиздавали более двух сотен раз, перевели на 75 языков, а тираж перевалил за отметку аж в 12 миллионов экземпляров. Известно, что повесть была издана почти сразу после того, как Гайдар написал сценарий первого фильма «Тимур и его команда», вышедшего на киноэкраны в 1940 году.
Вторая же экранизация культовой книги состоялась спустя 35 лет, и у неё уже совсем другая атмосфера. Впрочем, это уже не экранизация повести, ведь создатели фильма сразу указывают в титрах, что картина снята по мотивам произведений Аркадия Гайдара. В первых кадрах, например, Женя читает стихи писателя из поэмы «Пулемётная пурга». Этот фильм сняли режиссёры Александр Бланк и Сергей Линков.
В середине 1970-х, как вы наверняка знаете, произведения Аркадия Гайдара входили в школьную программу. Правда, в то время они уже были не столь популярны среди подростков, как раньше. Но тут приближалось 35-летие со дня смерти писателя, и в Гостелерадио решили, что пора вернуть славу известному автору, сняв по его повести фильм. На этот раз решили снять две серии и слегка осовременить историю, чтобы подросткам 1970-х было интересно смотреть.
И вот первая интересная деталь. По задумке режиссёров, мальчишки, игравшие тимуровцев, не должны были общаться с теми, кто исполнял роли хулиганов. Посчитали, что дружеские отношения за кадром помешают юным актёрам сыграть ненависть друг к другу. Поэтому две группы ребят жили в разных гостиницах и встречались только на съёмочной площадке.
Антон Табаков (Тимур) и Вячеслав Баранов (Мишка Квакин)
А вот редакторы киностудии тщательно следили за процессом съёмок и регулярно вызывали режиссёров «на ковёр», высказывая всё новые недовольства. И в конечном итоге на перемонтаж двухсерийной картины времени вообще не осталось. По ТВ уже прошёл анонс премьеры, и все с нетерпением её ждали. Тогда приняли, можно сказать, немыслимое для советского времени решение: выпустить фильм без переделок, а уже потом устранить все недостатки. Так, спустя несколько месяцев после премьеры «Тимура и его команды», ребят, игравших хулиганов, пригласили на трёхдневные съёмки (точнее, «досъёмки»), и по настоянию партийных чиновников режиссёры наспех досняли сцену, в которой хулиганы решили исправиться и вступили в ряды тимуровцев.
Впрочем, все эти усилия оказались напрасными, потому что картину в итоге так и не тронули, а по причине того, что в середине 1970-х свет увидели сразу несколько фильмов, снятых по произведениям Аркадия Гайдара, «Тимура и его команду» просто решили показывать пореже, объясняя такое решение тем, что «снята она плохо, и образ главного героя Антону Табакову не удался». И лишь где-то в середине 1990-х о фильме наконец вспомнили и стали снова выпускать в эфир.
«Получилась какая-то живая картина про тот период времени, про тех ребят, которые были в этом кадре. Она не привязана была уж такими металлическими нитями к идеологии… Мне даже сейчас вполне сносно это смотрится и совсем не стыдно за это», – поделился однажды Антон Табаков в интервью.
Режиссёры Александр Бланко и Сергей Линков, сами же и писавшие сценарий, привнесли в свою работу атмосферу 60-70-х с их мягкостью, поэтичностью, лиризмом. А ещё «Тимур и его команда» 1976 года несёт на себе некую печать неизбежности войны с фашистской Германией, и особенно остро это заметно в сцене с танцами, где использован интересный операторский приём фотографирования будущих солдат. Или, скажем, в сцене студенческой вечеринки, где звучат строки Кульчицкого, Когана и Майорова — молодых поэтов, погибших на фронте… Это взгляд из будущего, о котором, конечно же, не мог знать Аркадий Гайдар.
Константин Леонов, исполнитель роли Коли Колокольчикова:
«Фильм проповедовал добро, порядочность, преданность, честность. Сейчас таких фильмов очень мало снимают для молодёжи, это очень жаль. Хотелось бы, чтобы начали снимать добрые, позитивные фильмы, которые учат именно хорошему, учат добру».
Это был девятый выпуск моей "Летней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
Друзья, внимание! Это был предпоследний выпуск «Летней лИСтКУССТВенницы»; финальный (десятый) выйдет завтра, 2 сентября, после чего вас ждёт традиционная итоговая викторина и розыгрыш открыток.
|
</> |