Свобода воли vs Максим Исповедник: 1900 лет назад появился Рай


Действительно родился Христос в последнем году Ветхой эры, год ему исполнился в первый год Христианской эры, а 33 в 33 году и через 10 лет мы, будем праздновать 2000 лет Церкви, и 2000 лет с тех пор как первый человек вошел в Рай - добрый разбойник, висевший на кресте рядом со Христом. 1000 лет назад эта тема интересовала очень многих и они таки отпраздновали эту дату в Клюни и в в Сантьяго-де-Компостеле, а безвременно ушедший от нас Михаил Иванович Гельвановский даже получил на подготовку празднования в 2033 году благословение Патриарха Алексия II. Но сейчас, к сожалению, об этом забыли - все таки 70 лет жизни в атеистическом государстве дают себя знать, - и это собственно и заствило меня вступить в спор сначала с блогоприятелем, о котором я не могу теперь говорить, потом с

Но сначала о том, почему я. Дело в том, что 28 лет назад я изучал историю искусств в Пратт институте и совершенно случайно оказался на лекции одного из учеников Эрвина Панофски, который перевел дневник аббата Сюже - регента Франции и создателя готического стиля в архитектуре. Панофски называет неоплатонизмом те причины создания готического стиля, которые аббат Сюже описывает в своем дневнике, но лично мне было совершенно ясно, что этот действительно великий человек, обосновывая необходимость больших окон и аркбутанов, писал о Православии и о том самом Божественном свете, который через 200 лет стал причиной споров Святителя Григория Паламы и Варлаама Калабрийского.
К сожалению, а возможно и к счастью на последнем курсе за месяц до диплома у меня парализовало руку (radial nerve paulsy), а когда я через пару лет поправился и нашел работу, интервью у меня должно было быть в южном здании Всемирного Торгового Центра в 8:30 утра 11 сентября 2001 года. Я очень плохо помню следующие несколько лет, но самые яркие воспоминания, это сканирование книг о христианстве, встреча с великим русским поэтом Никитой Поленовым, который тогда жил на улице и катастрофически спивался, и работа на автомойке на углу Бродвея и Хаустона с несколькими палестинцами из секторв Газа. Все это убедило меня, что возможно я самый неподходяший человек для рассказа в России об аббате Сюже, но не факт, что есть еще хоть один православный ученик Панофского, который способен понять значение термина "неоплатонизм" в его устах.
И я начал писать о христианском искусстве в жж, но не как теолог (Боже упаси!), а как ученый-культуролог. А культурологи в отличии от теологов, могут в рамках такого предмета как история Православной культуры не только


Продолжение следует