Свобода с бородой.
langobard — 25.12.2022 Есть у меня слабость. Люблю говорить то, что говорил стотыщ раз. Ибо всегда есть азарт, смогу ли добиться хоть какого-то оттенка новизны в стотыщ раз сказанном?К недавнему кейсу.
Я убежденный сторонник тезиса "пусть распахивается сто клумб и расцветает сто цветов на каждой". То есть я только ЗА то, чтобы проза Пушкина подавалась как "колониальная проза", равно и как "антиколониальная", и как "религиозная", и как "богоборческая"... Авторов не существует, есть только читатели. Текста нет - есть только его чтение. Фактов нет, есть только интерпретации. Весь этот первичный постмодернизм в восприятии реальности мне органически близок и даже, подобно "дыму отечества", сладок и приятен.
Но! Я все-таки полагаю, что имею право на сарказм и даже возмущение, когда вижу собственными глазами, как люди, абсолютно искренне полагающие, что все в мире, кроме них, действуют по регламенту условного "товарища майора", что только им удалось реализовать призыв Канта "не бояться пользоваться собственным разумом", говорят и думают не собственным разумом, а вполне себе в соответствии с каким-то другим "майорским" регламентом - например, регламентом "товарища тусовки". Да-да, я полагаю, что прав был товарищ Сократ: давайте, товарищи дураки, признаемся в том, что мы дураки, и будет нам счастье! Это убдет вполне достойное и благородное достижение в рамках, так сказать, человеческого существования со всеми присущими ему ограничениями. Дурак, знающий, что он дурак, быть может, не становится умным, но дураком быть перестает. И этого более, чем достаточно для человека.
Свобода в понимании и признании того, где и как ты несвободен. Это не совсем то, что говорилось про "осознанную необходимость", хотя похоже, да. Так или иначе свобода в знании своей несвободы, и уж точно в отказе от картины мира, в которой ты и подобные тебе свободны, а другие нет.
Поэтому претензии к исследованиям "колониальной прозы Пушкина" не в том, что они увидели у Пушкина "колониальную прозу", а в другом: "Что ж ты, фраер, не послушался товарища Канта и боишься пользоваться собственным разумом, да еще не можешь признать, что боишься".
Да, наверняка есть те, кто искренне убежден, что если воспользоваться установками Канта, перестать бояться пользоваться собственным разумом, потом открыть Пушкина, то сразу увидишь у него "колониальную прозу", потому что это и есть истина, открытая только самостоятельному разуму. Но, друзья мои, так мог бы сказать о себе, открывший "колониальную прозу" у Пушкина в XIX веке или даже в XX веке до того, как гуманитаристику наводнили обколотые наркотиками "постколониальных исследований" хипстеры от гуманитаристики. Но не живущий в Европах в 2022 году, старающийся соответствовать всем актуальным обязательным стандартам российский типа интеллектуал.
|
</> |