«Свидетель», «Подозреваемый» и «Окно спальни»


Большинство критиков сходятся на том, что наибольшее влияние на триллеры 80-х оказал фильм Полански «Китайский квартал», вернув им изрядную долю стилистики классического нуара. Такие триллеры стали называть неонуарами и они получили большое развитие в последующие 80-90е. Неонуары снимали в огромных количествах все кому не лень, изощряясь в сюжетных поворотах. Монополисты тоже не оставили тему в стороне, привлекая к борьбе с ненавистным ТВ и поднявшим голову home video.
Нельзя сказать что Хэнсон и Йетс были великими новаторами, но свое слово по сабжу они сказали. Это были очень крепкие картины, к тому же они качали, а это немаловажно. В этом контексте возникает вопрос о неких шаблонах в которые был заключён жанр, в особенности в своём голливудском воплощении. Очень много неонуаров 80х похожи друг на друга как близнецы и это конечно одна из отрицательных сторон продюсерской системы кинематографа. Для примера начнём с Йетса.

Вообще Йетс британец и начинал карьеру именно как британский сценарист и режиссёр, но с конца 60х чувак плотно обосновался в Нью-Йорке. Его первым удачным опытом стал «Bullitt» – полицейский боевик с МакКуином, получивший множество наград (в том числе Оскара) и снявший огромную по тем временам кассу. После успеха Йетс очень много снимал по обе стороны Атлантики, в самых разных жанрах, а в 80х переселился в Калифорнию и снял неонуар «Очевидец» или «Свидетель» «Eyewitness», со слегка смехотворным сюжетом и отличным составом.

Уильям Хёрт – простой уборщик, вернее не простой уборщик, он ветеран Вьетнама, красавец и человек отчаянной доблести. Хёрт собирается женится, но сохнет по звезде телевидения, репортерше Сигурни Уивер Соколофф (посмотрев на постер, можно ошибочно подумать что это неизвестное продолжение «Чужого»). Сама Сигурни собирается замуж за еврея-миллионера Кристофера Палмера, который занимается переправкой советских евреев в Америку.

Между тем жестоко убивают работодателя Херта, некоего вьетнамца – двойного агента, имеющего выход на Москву. Хёрт толком ничего не видел, но чтобы познакомится с Сигурни-Соколофф, прикидывается дуриком и говорит что всё дескать знает. На самом деле Хёрт грешит на своего товарища Вудса, у которого был конфликт с вьетнамцем. Вудс между тем, хоть и тоже ветеран, однако вовсе не герой, а наоборот даже несколько трусоват.

Как ни тупо всё это выглядит, но попытка себя оправдала и Хёрт таки переспал с Сигурни. Но вот потом начинается экшен. Погони, драки, перестрелки, засады и всё это в густой тёмной атмосфере. Однако не экшн придаёт оригинальность фильму, а тщательно проработанные характеры и странный уклон в мелодраму. Тут вероятно надо сказать спасибо Хёрту. Впрочем вся четвёрка отыграла очень достойно. Заодно слегка потроллили Израиль, Союз и Вьетнам, да и тему эротики раскрыли.

Фильм хорошо зашёл, его хвалили критики, хотя и отмечали его некоторую вторичность относительно предыдущего фильма «Уходя в отрыв / Breaking Away». Впрочем, это уже совсем другой жанр. О нём и нескольких следующих фильмах Йетса, отдельный разговор, ну а свой следующий неонуар он снял в 1987 году. Фильм называется «Подозреваемый» «Suspect», а сыграли там тоже не последние статисты.

Шер – социальный адвокат в суде. Она защищает простого американского бомжа Лиама Нисона – глухонемого ветерана вьетнамской войны. Нисона обвиняют в убийстве судебного секретаря за пару баксов. Однако Шер, предварительно получив от Нисона в глаз, решает его не на шутку защитить, так как свято верит в его невиновность.

Защищать Нисона Шер будет с большой самоотдачей и риском для жизни, а помогать ей будет присяжный заседатель Куэйд, вопреки закону и противодействию злоумышленника. Тема эротического секса между Куэйдом и Шер, также будет раскрыта вполне.

Картина вообще всём очень даже зашла, только Эберт написал что-то насчёт нехорошего финала: «Это как если бы Агата Кристи поместила шестерых подозреваемых в британский загородный дом, а в последней главе выяснилось, что убийца — парень из дома напротив». Но думаю он просто капризничал.

И тут странным образом мне попался ещё один неонуар 1987 года. Фильм называется «Окно спальни» «The Bedroom Window», его снял Кертис Хэнсон на студии ДеЛаурентиса. Хэнсон не имел в Голливуде влиятельных родственников и начинал как и многие с фотографии и редактуры. В 70х он писал сценарии, а самостоятельно снимать начал в 80х. Свои самые главные картины Хэнсон снял в 90х, но к успеху «Секретов Лос Анджелеса» его подводили именно старательно снятые в 80х боевики.

«Окно спальни» это триллер в эстетике нуара, определённо имеющий черты уже нового кино аналогичного «Основному инстинкту» или скажем «Молчанию ягнят». Там как и в «Свидетеле» речь идет о чудаке который ради красного словца прикинулся очевидцем и как в «Подозреваемом» стал вдобавок…(прошу прощения) подозреваемым.

Еще как и во втором фильме здесь имеет место элемент судебной драмы. Роль «дурилки картонного» здесь исполняет Стив Гуттенберг, а его ветреной любовницы Изабель Юппер. Есть еще один персонаж, это жертва нападения Элизабет Макговерн, ее в литературном источнике не было, а в картину ее воткнули для баланса.

Итак, Гуттенберг закадрил жену босса Изабель Юппер. Поздно ночью Юппер становится свидетелем нападения маньяка, весь процесс нападения она наблюдает из окна на квартире Гуттенберга. Что бы не подставлять подругу и в то же время выпендрится Гуттенберг заявляет в полицию что дескать он свидетель. Этот опрометчивый поступок приводит к непредсказуемым последствиям. Гуттенбергу приходится из кожи лезть, доказывая что он «не верблюд». Хорошо что есть простая но самоотверженная девушка Элизабет Макговерн, которая будет помогать Гуттенбергу выпутаться и заодно выжить самой.

Главное достоинство фильма, его солидная лит основа, в которой есть интересный, напряженный сюжет, драматичность и атмосфера. Однако публика и критика фильм встретили довольно прохладно, они были не готовы воспринять комика Гуттенберга в драматической роли, хотя вот лично мне зашло (я чувака в других ролях не видел). Со временем правда картина была оценена более объективно, получив свою долю пруфов. Ну и конечно «Окно спальни», как и первые два фильма являются довольно яркими представителями кинопроизводства 80х, да и просто объектами ушедшей эпохи.