Однажды... в Голливуде (не рецензия)
pasha_popolam — 11.11.2022Для меня Тарантино это в первую очередь ядреный американский высокобюджетный кич. «Криминальное чтиво» и вправду отличный фильм, как сейчас говорят «знаковый», хотя хрен знает что это такое. Остальные, ну так – не скажешь что с глубоким философским смыслом, хотя каждый старается в актуальную американскую повестку. «Однажды в Голливуде» в этом контексте определенно отличается. Фильм представляет собой метафору чуть больше чем целиком и она мне понятна, потому что тема 1969 года, как точка перелома американской истории, это моя тема.
8 августа 1969 года, пожалуй можно сравнить только с 11 сентября. То что произошло на Сиело драйв 10050, это вовсе не случайное событие в случайном месте. Дело Мэнсона или более аутентичное «дело Тейт – ЛаБьянка», стало толчком изменившим расклад в американском обществе. Это не просто «резонансное дело» вроде «дела Чикатило» как у нас представляют. До сих пор у нас считается расхожим мнением что «Семья» была некой «особенной сектой» - таким случайным исключением. Так считают у нас, но не в Америке. Там все всегда прекрасно понимали что «ружье должно было выстрелить». Широкое распространение движения хиппи неизбежно должно было привести к подобным перегибам. Тарантино именно об этом, но вот в деталях есть спорные моменты.
Калифорния 60-х была рассадником хиппи, а Голливуд тем местом где движение зародилось. Только если принимать посыл «Однажды в Голливуде», хиппи это маргиналы нацеленные на разрушение «Золотого Голливуда» и вообще на разрушение, так сказать, «скреп». Но если поглубже копнуть материал, то станет ясно что «философию движения», стиль и форму придумали не малолетки сбежавшие из дома и не маргиналы-укурки, все это придумала и насадила все та же самая «золотая богема» - писатели, музыканты, актеры. И на самом деле контркультура хиппи была общей и для массы простых нищебродов и для «голливудской элиты».
Тусовка, куда входили и Тэйт с Полански, и масса самых богатых и модных писателей, актеров и музыкантов, была по сути общей и для множества обычных для того периода хиппи-коммун. А многие, например такие как Заппа сами не прочь были организовать свою собственную коммуну. Можно согласится с тем что у Тарантино диковатые хиппи это прообраз современных либерал-радикалов, только в реальности они не были антагонистами золотой голливудской богемы и тем более ее либеральной части (Плански и Тейт), точно так же как и современные неолиберальные активисты не являются антагонистами капитала и тем более его основного рупора, каким остаётся Голливуд. В этой связи, не совсем понятно почему Тарантино определяет звёзд контркультурной формации, к которой безусловно примыкали Полански и Тейт на сторону условного американского традиционализма в лице «ковбоя и каскадёра», кстати именно вымышленных персонажей картины.
Здесь Тарантино склонен сильно упростить ситуацию, сведя всё к противостоянию фемин и левых радикалов с традиционными консерваторами. Но реальность такова, что события имели куда более сложные причины и следствия, а так же и последствия.
Да, хиппи посланные Мэнсоном, пришли убивать «голливудских
богачей», но Тейт и Ко оказались безусловно случайными жертвами. Ко
всему прочему, сама по себе акция оказалась следствием случайных
совпадений наложенных на постоянное «изменённое сознание»
участников. Другими словами, бойню спровоцировала обида Мэнсона,
усугубленная хронической наркоманией. Т. е. окажись Мэнсон чуть
более удачливым, и чуть менее обидчивым, у него мог быть реальный
шанс стать ещё одним Заппой или Джоном Филлипсом. Но как известно,
случайность всегда является следствием закономерности, так и бойня
в Лорел каньоне, явилась следствием закономерной деградации
хиппи-движения. По большому счету, в субкультуру уже изначально был
заложен механизм самоподрыва, просто в нужный момент кукловод нажал
на спуск. Массовое молодёжное движение было выпилино дешевой
кислотой, дискредетированно и очень скоро перестало существовать.
Перестали существовать хиппи, но наработки легли в основу более
фундаментальных неолиберальных проектов.
В этом смысле Тарантино оказался недалек от истины. Хиппарей
действительно покрошили в капусту и сожгли напалмом, только сделали
это не мифические консерваторы – «ковбой и каскадёр», а напротив
очень креативные и продвинутые творцы новой политики.
- Дьявольская Американская Цепочка
- Дьявольская Американская Цепочка. Часть 2. Из истории изысканных Голливудских развлечений
- Дьявольская Американская Цепочка. Часть 3. В ожидании Менсона
- Дьявольская Американская Цепочка. Часть 4. Хиппи, атомные бомбы и педофилия
- Дьявольская Американская Цепочка. Часть 5. От Эдинбурга до Лос-Анджелеса