«Сорок первый» 1956


Один из самых известных советских фильмов «оттепели», снятый еще до 20-го съезда. Грандиозный дебют Чухрая, при поддержке Пырьева и Ромма. С потрясающей работой оператора Урусевского и актерским дуэтом Стриженов – Извицкая. По фильму написаны масса хороших рецензий и даже серьезных исследований, так что даже не собираюсь вставлять тут свои жалкие пять копеек. Отмечу только один момент о котором мало кто сказал. Прочитав огромное количество рецензий, материалов и просто комментариев, я пришел к выводу что вообще-то относительно формы картины определенно существует дружное единодушие, т.е. практически все признают ее исключительно высокий художественный уровень. А вот что касается содержания, то вообще трудно представить фильм вызвавший настолько широкий спектр эмоций и суждений. Выражаясь образно, можно сказать что фильм просто разорвали в попытках интерпретировать каждый в меру своих собственных политических убеждений. Причем как в подтверждение так и в опровержение собственных тезисов. Но повторюсь, все кто даже ругал содержание, относительно художественной ценности были единодушны. И даже самые предвзятые и неподготовленные заокеанские рецензенты, меньше чем 6 из 10 фильму поставить не рискнули.

Так что не будем тянуть с «расстрелом», и попробуем выделить максимально большее количество эпитетов, оценок и определений. Сначала с отечественных ресурсов:
>Фильм получился необычайно мощным. Если брать гражданскую войну, то этот фильм лучший.
>Чухрай не делает 'политический' фильм в угоду кому-то или ленту, наполненную 'нужной' идеологией. Он создает живое полотно о людях …местами проскальзывающие несколько наивные нотки, касающиеся взглядов 'красной' Марютки.
>трогает за душу
>отдавать жизнь во имя фантома, не существующего и никогда не существовавшего. В этом счастье Марютки и одновременно ее самая большая трагедия.
>может поменяться политическая ситуация, а вот пропасть эта, личная пропасть - преодолима ли?..
>Итог борьбы человеческого с идеальным.
>Он был единственным осмысливающим происходящее человеком, на его фоне и главная героиня и все её коллеги смотрелись как умственно – неполноценные боевые роботы с парой – тройкой заготовленных идеологами на все случаи жизни фраз. И его убивают!
>Слишком уж сильно он старался показать какие же все-таки белые подлецы и негодяи, а красные прям святые.
>Чуть ли не впервые показано, что любовь может быть сильнее классового сознания.
>А я вижу в нем по сути самоубийство, поругание, растаптывание самого высокого и святого в человеческих чувствах, когда они брошены под ноги сатанинской идее классовой борьбы.
>Марютка-молодец. А щас есть ли такие люди преданные идеалам? Ну вряд ли.
>внеклассовый подход, пропагандируемый в фильме, был настоящим бальзамом на душу не только бывшим белогвардейцам, а ныне эмигрантам (во Франции их было особенно много), но и… западным спецслужбам.
>Недавно читал , как Худ. Совет ( и не только Совет ) стеной встал против "белогвардейского " фильма. Пырьев спас фильм и режиссёра.
>Почему фильм вызвал восторг заграницей понятно ,концовка такая расчудесная ,что капиталисты были очень довольны.
>Первые либералы снимали своё первое "оригинальное" кино. Теперь таких оригиналов тьма, а великого Союза ССР больше нет...
>Диву даюсь! Как можно было снять в 56-м году такой антисоветский фильм.
>Наоборот,весь фильм дышит яркими пламенными Мыслями коммунистки Марютки,да и вообще...
>Так и в "Сорок первом", именно после всех пламенных Марюткиных речей, Говоруха-Отрок решает, что не стоит позволять кухарке управлять государством. В этом и есть антисоветизм.
>Фильм - шедевр о зомби и инстинкте убийцы
>Фильм о любви, социальном неравенстве, накладывающем определенный отпечаток на взаимоотношения людей.

Теперь с заокеанских. Как не странно, здесь личность персонажа женщины-бойца верного собственным идеалам, присяге и долгу, вовсе не вызвала вопросов, а скорее понимание и сочувствие.
>это фильм о ценностях и красоте, выборе и идеалах.
>Этот фильм о любви, снятый во время холодной войны согревает мое сердце.
>Но в советском кино долг важнее любви, поэтому конец грустный, но красивый
>Визуальное чудо Чухрая — любовь и мечты, обреченные войной
>идея была не в мрачной военной истории и даже не в политическом репортаже, а в любовной истории
>фильм о войне, ненависти, любви и странной форме мира и конечно же, о долге.
>Мне кажется, вместо того, чтобы спорить о том, красные или белые служат предметом наставлений Чухрая, дело в самой войне, дьявольском акте
>Это просто одно из лучших изображений любви в кино и вопреки правилам внешнего мира, они создают для себя идиллическое пространство, чреватое порой политическими баталиями, а потом примиряющимися.
>Это очень милая история о любви и войне.
>В конечном итоге фильм определяет, что независимо от мотивации и виновности пролетариат и буржуазия несовместимы. Тем не менее, фильм заслуживает похвалы за обращение к обычно жесткому революционному жанру в новой и более либеральной манере.
>Этот фильм явно пропагандистский, и мало что скрывает этот факт. Когда Мария стреляет Вадиму в спину в конце фильма, становится очевидным, что она делает это из-за своей верности Красной Армии и ее идеалам.
>Включение Марютки в сюжет свидетельствует о большевистском идеале гендерного равенства, разрыва со сталинским восстановлением традиционных гендерных ролей; то, что ее называют «амазонкой», усиливает мифичность фильма.
>Элемент пропаганды, если он и был, был в равной степени уравновешен и взглядами другой стороны. Я мог предположить, что фильм прошел через железную руку из-за самоуверенности Советов в то время. Они могли позволить себе быть немного снисходительными, намекая и на психику врагов, и то тоже немного сочувственно - чего, естественно, неуверенный в себе Голливуд не мог себе позволить.
