топ 100 блогов za_neptunie24.06.2017
Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Каждую неделю появляются новые научные публикации, в которых практики и теоретики вновь и вновь затрагивают тему возможного существования неизвестной планеты (или даже нескольких планет) во внешних областях Солнечной Системы, поэтому я решил сделать небольшой обзор этого вопроса.

1) Группа Скотта Шепарда продолжает большой обзор неба, начатый в 2011 году, на камере DECam 4-метрового чилийского телескопа. Кстати, недавно они получили возможность наблюдать на 8-метровом гавайском телескопе Субару с еще более крупной обзорной камерой. В сентябре эта группа опубликовала промежуточные итоги своего проекта. Обзор покрыл около 1000 квадратных градусов неба до 24 звездной величины вблизи эклиптики (площадь всего неба составляет порядка 42 000 квадратных градусов):

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Обзор не смог обнаружить дополнительные седноиды помимо объекта 2013 VP113, опубликованного ранее. Это позволяет говорить о том, что популяция седноидов сравнима с популяцией объектов пояса Койпера:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Обзор смог обнаружить несколько новых объектов на очень удаленных орбитах (красные отметки):

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

В публикации промежуточных итогов обзора отмечается несколько замеченных закономерностей среди объектов с наиболее удаленными орбитами:

а) Аргументы перицентров орбит наиболее удаленных объектов коррелируются с их аргументами долготы перицентров этих же орбит на статистическом уровне доверия в 99.9%:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)
 б) Аргументы перицентров орбит удаленных объектов с перицентрами больше 35 астрономических единиц также расположены не случайно:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)
  в) В то же время аргументы перицентров орбит у удаленных объектов с перицентрами меньше 35 а.е. (астрономических единиц) не только также  расположены не случайно, но и хорошо антикоррелируются с вышеупомянутой закономерностью:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

В связи с этим авторы обзора полагают, что данные закономерности прямо говорят о существовании во внешних областях Солнечной Системы неизвестного массивного тела, которое рассеивает небольшие объекты на удаленных орбитах в кластер. Наглядно это можно представить на следующей схеме:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Эллипс с жирной красной линией – это предполагаемая орбита неизвестной планеты, а  синие овалы – орбиты известных небольших объектов, у которых большая полуось орбиты больше 150 а.е. и перицентр больше 30 а.е..

В тоже время ученые отмечают, что их обзору крайне сложно обнаружить саму планету, так как её яркость в апоцентре орбиты, где она проводит большую часть времени при периоде обращения в 10 000-20 000 лет, может составлять только 26 звездных величин (при альбедо, равном 20%):

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Для сравнения современные крупные поисковые обзоры неба ограничены примерно 24-25 звездной величиной.

2) Другой обзор - OSSOS (Outer Solar System Origins Survey) - покрыл около 170 квадратных градусов неба также до примерно 24 звездной величины. Он осуществляется с 2013 года на 3.5-метровом канадско-франко-гавайском телескопе. Обзор обнаружил более 830 ранее неизвестных объектов за орбитой Нептуна.

Недавно были опубликованы находки проекта на наиболее удаленных орбитах.Это 8 объектов с большими полуосями орбит, превышающими 150 а.е., и перицентрами орбит больше 30 а.е. (для сравнения в выборке Шепарда от 2014 года находятся 12 таких объектов), у 4-х которых большие полуоси орбит превышают 250 а.е., и величина перицентра орбит больше 30 а.е. (для сравнения в выборке Батыгина-Брауна есть 6 подобных объектов).  Таблица новых открытий:

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Можно нанести данные объекты как синие звезды на диаграмму из вышеприведенной публикации группы Шепарда с известными аргументами перицентров орбит удаленных объектов (этот параметр орбиты часто отмечается греческой буквой ω) и перицентрами орбит меньше 35 а.е. (этот параметр орбиты часто обозначают буквой а):

Свежие новости по теме: «гипотеза о девятой планете» (часть 1)

Как видно из схемы, одно из открытий (2015 GT50) не укладывается в кластеризацию аргументов перицентров орбит удаленных объектов, что позволяет сомневаться в существовании девятой планеты. С другой стороны, предполагаемая большая полуось гипотетической орбиты девятой планеты, которая составляет около 700 астрономических единиц, значительно превышает тот же показатель у 2015 GT50 (312±2 а.е.).

Продолжение следует.

В проверке текста на орфографические, синтаксические и логические ошибки русского языка оказывала помощь Арина Будницкая.

Немного юмора на тему прошлой “девятой планеты“: