
Что отмечали 9 мая в 1918 году?

В настоящее время на 9 мая приходится День Победы – празднование дня победы в 1945 году над Германией и её европейскими вассалами и сателлитами в Великой отечественной войне. Но 9 мая был праздничным и при царском режиме и позже. Причем в 1918 году 9 мая тоже, как ныне, драпировали Кремль и устраивали массовые манифестации.

А праздновали Николу Вешнего — день народного календаря восточных и, в меньшей степени, южных славян, а также молдаван и румын, приходящийся на 9 (22) мая, когда православная церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца.
То-есть, по современному календарю, праздновали не 9 мая, а 22 апреля.
В 1918 года при помощи данного праздника антисоветски ориентированное руководство РПЦ при помощи этого праздника пыталось «качнуть» стану. Кстати, драпировка мавзолея В.И. Ленина – это не нынешнее изобретение. 15(2) мая большевики задрапировали образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле.
Вот как описывала это одна из антисоветских газет:
«Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал». Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката. Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние. Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.
Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая»
Сейчас о том, что из-под драпировки мавзолея В.И. Ленина исходит сияние КПРФ не рассказывает. Но то, что нынешние власти используют в борьбе с советским прошлым самые критикуемые методы большевиков - несомненно.
ВЧК на объявление крестного хода 9 мая к кремлю отреагировала недвусмысленно:
«Завтра, 22 (9) мая, состоится обычный крестный ход. Этим желают воспользоваться всякие черносотенцы, провокаторы, контрреволюционеры, в своих грязных листках призывающие к свержению советской власти.Предупреждаем всех граждан города Москвы, что советская власть, обеспечивая полную религиозную свободу всех граждан, сотрет с лица земли всех тех, которые только попробуют нарушить завтра религиозное мирное шествие, ничего общего с политикой не имеющее, какими-нибудь провокационными речами и действиями против советской власти».
Большевистская газета писала:
«Сегодняшний крестный ход является не столько церковным торжеством, сколько, применительно к условиям момента, очередным ходом в процессе собирания сил организующей контрреволюции.Им очень выгодно было бы, чтоб мы их запретили, разогнали и т. п. Но мы не доставим этого удовольствия, – как бы ни выпирала из этого «невинного» крестного хода самая злокачественная контрреволюция».
Соответственно, совдеп призвал московский пролетариат провести этот день как день будний, не участвовать в шествии и не отходить от станков:
– Вероятно, меньшевики и правые с.-р. будут недовольны таким решением, но пусть они вспомнят, как в своих официальных органах призывали не участвовать в первомайской демонстрации.
Несмотря на призывы большевиков крестный ход состоялся и был достаточно массовым.
Это дало повод всем антисоветским СМИ той поры и по нынешний день писать, что «вешний Никола» был запрещен, но народ, не побоявшись запрета вышел на улицы. Во все антибольшевистские газеты страны был разослан абсолютно один и тот же текст. «Уральская жизнь» 30 (17 мая) 1918 года с опозданием на семь дней писала:
«Несмотря на декрет, признававший день 9 мая непраздничным и призывавший в этот день к работе, вчерашний день – «вешний Никола» вышел по обыкновению праздником.Не работали почти ни на одной из крупных фабрик, было закрыто большинство торгово-промышленных фирм. Однако и в большинстве казенных учреждений вся работа шла не в полном объеме, так как по просьбе служащих совершались молебны. С полудня почти все магазины были закрыты».

|
</> |
