Существовала ли библиотека Ивана Грозного?
hebe_frivolous — 08.10.2021О библиотеке Ивана Грозного (была ли на самом деле, где спрятана, и есть ли смысл искать) говорилось много. К вопросу обращались как маститые профи, так и охотники за сокровищами и разного рода конспирологи. У серьезных отечественных историографов находим упоминания о внушительном собрании книг, существовавшем во время великого княжения Ивана III и Василия III. Библиотека эта бесследно исчезла после смерти Ивана Васильевича Грозного.
Документов с той поры (Грозный умер в 1584 году) сохранилось мало, наука не может иногда в точности установить даже последовательность событий (хронику) тех лет. Русь переживала тяжелые времена — страдала от опричнины и татарских набегов, содрогалась от Смуты — не до летописания было. В результате на сегодня в истории 16 века мы имеем значительные событийные пробелы.
Современные историки рассматривают существование библиотеки Грозного с двух сторон: как миф и как историческую реальность. Впрочем, очень часто эти точки зрения настолько тесно переплетаются, что отличить, легенду от факта становится невозможно.
С библиотекой Грозного произошло то же самое, что происходит с любой археологической тайной, которую не удалось разгадать. Она обросла легендами и суевериями. Каждый, кто рассказывал о ней, добавлял немножечко от себя, из-за чего история пропавших книжных сокровищ постепенно заплыла мифологическим жирком.
Дошло до того, что появились слухи о проклятии Софьи Палеолог, из-за которого якобы все, кто соприкоснулся с тайной библиотеки или даже просто пытался ее отыскать, заболели или получили увечье. Накладывать проклятье православная княгиня научилась из древнего свитка, хранившегося в той же самой библиотеке.
В официальной науке впервые о хранилище царских книг упоминает Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского», выходившей в свет в 1816 — 1829 годах.
Рассказывая историю женитьбы московского государя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего греческого императора Константина, историк отмечает, что Папа Римский дал за невестой богатое приданое, а вместе с ним и много греческих духовных книг, которые Софья привезла в Москву.
Карамзин утверждает, что великий князь Василий Иванович сразу же после вступления на престол осматривал богатства, оставленные ему отцом, и видел огромное количество книг — русских и греческих, которые валялись в пыли. Государь захотел разобрать их, составить опись, а лучшие перевести на русский язык. Для этого из Греции в Московию прибыл инок Максим (Михаил Триволис). Увидев библиотеку, Максим воскликнул, что впервые созерцает такое великолепие и что, по его мнению, ни в Греции, ни в Италии нет собрания подобного этому (стандартная формула при разговорах с российскими монархами).
Иван Грозный, сменивший Василия III, согласно все тому же Карамзину, в 1565 году поручил некоему Иоганну Веттерману, священнику из Дерпта, разобрать свою библиотеку. Взявшись за дело, Веттерман обнаружил в царском книгохранилище множество раритетных латинских книг, привезенных в Россию царевной Софьей, и так же, как за сто лет до него грек Максим, восхитился открывшемся ему книжным великолепием.
Возникает вполне закономерный вопрос: как Веттерман определил, что те или иные книги были привезены Софьей? Вероятно, уже тогда существовало что-то вроде описи или реестра, возможно даже, составленного Триволисом еще при Василии III, и именно из них дерптский пастор узнал о происхождении фолиантов.
Карамзин для своей «Истории» использовал жития святых, иностранные современные летописи (византийские, немецкие, скандинавские, польские), архивные документы. Очевидно, что рассказ о библиотечной деятельности Веттермана он нашел в одной из таких рукописей.
Учитывая все эти данные, историки пришли к выводу, что царское книгохранилище состояло из двух книжных фондов. В одном были книги, привезенные Софьей Палеолог из Рима, в другом — архив великих московских князей, переходивший по наследству от одного государя к другому.
Аргументы «За»
Учитывая все изложенное выше, можно уверенно утверждать, что Иван Грозный и правда располагал библиотекой. Другой вопрос, была ли она действительно столь обширной и содержала ли замечательные раритеты, как о том рассказывают работавшие в ней Триволис и Веттерман?
Историк К. В. Валишевский, изучавший письменное наследие Ивана Грозного, пришел к выводу, что царя вполне можно назвать одним из образованнейших государей своего времени. Он отличался огромной начитанностью, разбирался в античной литературе и философии и обладал несомненным литературным талантом. В некоторых своих посланиях Грозный приводит цитаты из произведений, о которых современники не знали. На основании этого выдвигаются предположения, что Иван Васильевич пользовался фондами легендарной библиотеки, которая одна и могла содержать те самые источники.
Считается, что в период опричнины библиотеку вывезли из Москвы в Александровскую слободу (фактическую столицу государства и центр Опричнины), после чего следы ее теряются.
В пользу существования библиотеки Ивана Васильевича свидетельствуют до сего дня непрекращающиеся ее поиски:
- в 1601 — 1602 годах о царском архиве спрашивали посланники Папы Римского — канцлер Речи Посполитой Лев Сапега и ученый Петр Аркудий;
- в 1662 году искать ее отправился митрополит Газы Паисий Лигарид;
- к 1682 году относится свидетельство дьяка Большой казны Василия Макарьева, который спускался в подвал под Тайницкой башней Кремля и собственными глазами видел в нем две палаты, заставленные сундуками с книгами;
- в 1724 году по приказу Петра I в подземном ходе от Тайницкой башни до Неглинной проводились раскопки во главе с пономарем церкви Иоанна Предтечи на Пресне Кононом Осиповым;
- в 1827 году выходит статья профессора Дерптского университета Вальтера Клоссиуса о возможных следах библиотеки Грозного в российских книгохранилищах;
- в 1891 году Эдуард Тремер разыскивал на территории Кремля подземные палаты, в которых, он был уверен, содержалась царская библиотека;
- в 1894 году раскопками в Кремле занимался лично директор Оружейной палаты, князь Н. С. Щербатов;
- с 1908 по 1933 год кремлевские подземелья были исследованы археологом И. Я. Стеллецким;
- в 1963 году библиотеку попыталась поискать комиссия под руководством академика М. Н. Тихомирова;
- в 1996 году бизнесмен Г. Л. Стерлигов создал инициативу по поиску книгохранилища Ивана Грозного, которая нашла поддержку у тогдашнего мэра — Лужкова.
С 1970-х годов библиотеку также разыскивают археологи-любители и энтузиасты. Ищут в бывшей Александровской слободе, в Старице Тверской области, бывшей резиденцией Грозного в Ливонскую войну, в Вологде, которую царь намеревался сделать еще одной опричной столицей.
Библиотеку ищут разными способами: с помощью новейшей геологоразведочной техники, радаров, лидаров, гугл-карт, биолокационной лозы, внутреннего видения и общения с душами умерших.
Пока безрезультатно.
Аргументы «против»
Главным таким аргументом является, сам факт, что архивы не найдены. А ведь, как было показано выше, недостатка в ищущих не было!
Противники библиотечной теории считают абсолютно все свидетельства о книгохранилище ложными. Например, восторженный отзыв инока Максима, о котором мы узнаем из «Сказания о Максиме». Отзыв фейковый, считают те, кто придерживается оппозиционной версии, потому что сказание написано через сто лет после приезда Софьи Палеолог, да и автор это труда никому не известный анонимус. Как же ему можно верить?
Кстати, грек Триволис — реально существовавший персонаж — оставил после себя три тома сочинений, в том числе и автобиографических. И в них он ни сном ни духом не упоминает ни о библиотеке, ни о предложении Василия III разобрать родительские архивы. Так может этих архивов и не было вовсе?
Ортодоксальные историки, однако, не утверждают, что библиотеки вообще не было.
Конечно какое-то книжное собрание было, и у Ивана Грозного, и у его предшественников. И Софья Палеолог на самом деле привезла книги из Италии. Состав царских библиотек, сохранившихся, кстати, до наших дней, хорошо известен и подробно описан. В основном в них входили книги духовного содержания, типа Псалтири, правовые кодексы, уложения, древние и современные летописи. Греческие и римские рукописи в царских архивах не зафиксированы. Может быть они и были, но потом потерялись, а может и не было их никогда.
А раз точных сведений нет, да и времени прошло много, больше 400 лет, то бесплодные поиски стоит прекратить и заняться чем-то другим, более полезным.
Автор этих строк, положа руку на сердце, склонен согласиться, что искать библиотеку бессмысленно. Вряд ли она когда-нибудь существовала. Но даже если и были какие-то редкие фолианты, привезенные Софьей или сохранившиеся от старых времен, то маловероятно, что Грозный бы о них заботился и прятал в каком-то секретном месте. Не тот был человек.
А по-вашему существовала или нет библиотека Грозного?
|
</> |