Истоки европейского антисемитизма
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐадпиÑÑ Ð½Ð° виÑÑине «ÐвÑей» ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑÑ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»ÑÑа магазина. ÐеÑÐ¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¤Ð¾Ñо: 1933 г. ÐадпиÑÑ Ð½Ð° виÑÑине «ÐвÑей» ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалÑноÑÑÑ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»ÑÑа магазина. ÐеÑÐ¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¤Ð¾Ñо: 1933 г.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-928e2b.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3446134/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f1354fbf3d6245056d975a6/scale_1200)
Европейский антисемитизм уходит корнями в далекое прошлое. Сегодня практически невозможно определить, в какой стране евреев ненавидели больше – в Германии, Италии или Франции, поскольку нет такой шкалы, на которой можно было бы измерить ненависть и предрассудки. Наивысшего накала неприязнь достигла в нацистской Германии. В 1933 г. с приходом к власти Гитлера, антисемитизм стал официальной идеологической доктриной Третьего Рейха. Взглянем, откуда растут ноги у этой тотальной ненависти.
В Римской империи
Изначально евреи проживали в Римской империи. После того как их изгнали с исконных мест обитания, они рассеялись по свету. Часть попала в Европу в качестве живого товара (рабов), наемников, земледельцев и купцов.
Представители еврейского народа селились в основном вдоль торговых путей. В древности роль торговых артерий выполняли реки – Дунай, Эльба, Рейн. Именно отсюда берут начало еврейские поселения в Европе.
![«Ðнига ÑÑÑÑÑи и одной ноÑи». ÐоÑÑ 27-Ñ. ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐµÐ²ÑейÑкого докÑоÑа. Ð¥Ñд. Ð. Ðик, 1970-е гг. «Ðнига ÑÑÑÑÑи и одной ноÑи». ÐоÑÑ 27-Ñ. ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐµÐ²ÑейÑкого докÑоÑа. Ð¥Ñд. Ð. Ðик, 1970-е гг.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-559c2e.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3524431/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f14985f112f9063f6f0be77/scale_1200)
Впервые о евреях, проживающих на территориях современной Германии, упоминается в декрете от 321 г. римского императора Константина I Великого. Документ подтверждает право этой нации избираться в городской совет Кельна.
В указанную эпоху евреи имели доступ к разным должностям в аппарате власти, могли свободно выбирать профессию и заниматься любой деятельностью, не противоречащей законам, т.е. фактически обладали теми же правами, что и коренное население.
![ÐвÑейÑÐºÐ°Ñ ÑвадÑба в ÐаÑокко. Ð¥Ñд. Ð. ÐелакÑÑа, 1841 г. ÐвÑейÑÐºÐ°Ñ ÑвадÑба в ÐаÑокко. Ð¥Ñд. Ð. ÐелакÑÑа, 1841 г.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-9f16e0.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3768331/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f1498f57d3512170c9344c3/scale_1200)
В городах и весях Римской империи евреи чаще всего занимались ростовщичеством (ссужали деньги под проценты) и меновой торговлей. Были среди них ремесленники и купцы. Муниципалитетам было выгодно, чтобы евреи селились у них, ведь благодаря этому тут же оживала торговля. Чтобы мотивировать оставаться именно в их городе, власти закрепляли права еврейских купцов на свободную продажу и перепродажу товаров и освобождали их от налогов и сборов.
В христианском мире
С распространением христианства привилегии, данные евреям римскими императорами, были значительно урезаны. Церковь, которая вмешивалась во всех сферы жизнедеятельности средневекового человека, запретила браки между исповедующими Христа и иудеями. Некоторых принудительно крестили, для этого их часто изгоняли из профессий.
![Ðид на евÑейÑкий кваÑÑал. Ð¥Ñд. С.ÐеÑвиÑ. Ðид на евÑейÑкий кваÑÑал. Ð¥Ñд. С.ÐеÑвиÑ.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-aa84b1.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1947084/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f149987d37e531e62574c4e/scale_1200)
При Карле Великом (742 – 814 гг.) евреи были в милости. Из разных стран они привозили императору – большому любителю роскоши и красивых вещей – великолепные предметы быта и изысканные ткани.
В империи франков евреи могли не только торговать, но и заниматься наукой, претендовать на должности во властных структурах. Например, представителем королевства франков в Абассидском халифате с 786 по 809 гг. состоял еврей Исаак Митглид.
С началом Крестовых походов евреи вновь оказались мишенью для недовольства. Католическая церковь в очередной раз взяла верх в этом вопросе над властью светской.
В 1906 г. папа Урбан II провозгласил на Клермонском соборе Первый Крестовый поход и призвал очистить Святую Землю от всех тех, кто не признавал Христа в качестве Спасителя. Естественно, евреи стояли первми в этом списке.
Вдохновенная проповедь – Урбан II был искусным оратором – спровоцировала подъем антисемитизма. Раздавались призывы убивать евреев и в Европе, а не только в Святой Земле. Начались погромы, в которых участвовали и многие рыцари, собиравшиеся воевать Гроб Господен. Истинная причина погромов, как всегда, заключалась в деньгах. Для дальнего похода нужны были значительные средства, которых не было у воинов, ведущих в свободное от набегов время разгульный образ жизни. Зато деньги водились у евреев и притом в больших количествах. Крестоносцы решили, что грех не воспользоваться такой удобной возможностью.
Во время Второго Крестового похода в 1147 г. денег у рыцарства не прибавилось, а воевать мавров по-прежнему очень хотелось. Чтобы профинансировать военную кампанию, тогдашний папа Евгений III простил крестоносцам все проценты, которые они задолжали по ссудам еврейским ростовщикам. Самих евреев обязали впредь селиться не в городах, а в пригородах, запретив им покупать земельные участки в городской черте.
![ÐзобÑажение Ð¿Ð°Ð¿Ñ ÐÐ²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ III из ÑеÑкви в ÐÑегенÑе, ÐвÑÑÑÐ¸Ñ ÐзобÑажение Ð¿Ð°Ð¿Ñ ÐÐ²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ III из ÑеÑкви в ÐÑегенÑе, ÐвÑÑÑиÑ](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-3e31d2.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1533968/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f149bc46562035e01a9c074/scale_1200)
Понимая, что без евреев экономика глохнет, Фридрих Барбаросса в 1189 г. во время Третьего Крестового похода издал декрет, согласно которому каждому, кто нападет на еврея, грозило мучительное и позорное наказание – ему отрубали руку. Это позволило предотвратить новые погромы, а хитрый император в качестве благодарности за протекцию получил от евреев кругленькую сумму, которая и профинансировала экспедицию в Палестину.
Эпоха Крестовых походов (1066 – 1272 гг.) сыграла главную роль в жизни еврейской общины в Европе. Результатом ее стала изоляция евреев от остального христианского населения. Помимо прочего усилилась зависимость общины от деспотизма властей. Короли и императоры по своему произволу выселяли евреев с насиженных мест, а потом вновь возвращали. А за охрану и безопасность требовали выкуп в виде налогов или дарственных.
В новой и новейшей истории
В XIV в. в Европе участились еврейские погромы. Причина – эпидемия Черной смерти (такое название дали этой вспышке чумы), в которой поспешили обвинить евреев. Евреи действительно меньше болели чумой, чем христиане, это и вызвало слухи, что именно они являются ее причиной.
На самом деле невысокая смертность евреев во время эпидемии была вызвана замкнутым образом жизни общины, а также правилами относительно личной гигиены, принятыми в иудаизме.
![ÐвÑейÑкий кваÑÑал. Ð¥Ñд. Ð. ХилвеÑдинк. 1890-е гг. (?) ÐвÑейÑкий кваÑÑал. Ð¥Ñд. Ð. ХилвеÑдинк. 1890-е гг. (?)](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-e296dc.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3512851/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f149c3050c99c2b4ca2a8b5/scale_1200)
Основоположником светского антисемитизма можно считать крупнейшего философа-гуманиста эпохи Просвещения Вольтера. В своем «Философском словаре» он пишет:
вы обнаружите в евреях только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают. Тем не менее не следует их сжигать.
Вольтеру вторил и еще один философ-просветититель Д. Дидро. По мнению мыслителя, евреи были самыми настоящими врагами рода человеческого, поскольку от них происходили все несчастья.
Антисемитизм в Германии XIX – XX вв. Расовая доктрина Гитлера
Современный антисемитизм рассматривает всех представителей еврейской нации как носителей определенных физических признаков, делающих их неполноценными людьми. Он зародился в 1870-е гг.
Одним из теоретиков современного антисемитизма был французский писатель Ж. де Гобино. Именно он придумал понятие арийской расы, которая единственная, считал прозаик, способна двигать культуру. Эту идею Гобино Гитлер развил в своем фундаментальном в кавычках труде «Майн Кампф», чтобы доказать исключительное право немцев на мировое господство.
![ÐаÑиÑÑÑ Ð²ÐµÑаÑÑ Ð½Ð° магазин, пÑинадлежаÑий евÑеÑм, обÑÑвление, пÑизÑваÑÑее оÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ поÑеÑениÑ. ФоÑо: 1933 г. ÐаÑиÑÑÑ Ð²ÐµÑаÑÑ Ð½Ð° магазин, пÑинадлежаÑий евÑеÑм, обÑÑвление, пÑизÑваÑÑее оÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ поÑеÑениÑ. ФоÑо: 1933 г.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-1d22c5.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1687249/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f149cdc6562035e01d43549/scale_1200)
В XIX в. в Пруссии, а затем и в Германской империи евреи имели все те же права, что и автохтонное население.
В 1812 г. был издан так называемый «еврейский эдикт» наделявший их всеми правами как граждан государства. Прусская конституция 1850 г. закрепила принцип свободы вероисповедания и равенства всех наций перед законом.
Уравнивание евреев в правах с местным населением вызвало новый всплеск антисемитизма. Некоторые немцы продолжали считать, что евреям не место на их земле. В прессе и в художественной литературе стали появляться произведения, в которых культивировалось отрицательное отношение к евреям.
Сложно сказать, действительно ли Гитлер ненавидел евреев. Одно он понял четко: евреи прекрасно подходили на роль внешнего врага, который, утверждал фюрер, снаружи и изнутри раздирает Германию. Образ врага, внедряемый в массовое сознание пропагандой, во-первых, объяснял, кто виновен во всех народных бедах. А бед после Первой Мировой войны в Германии было немало. В дальнейшем на этого виновника можно было обрушить весь гнев народных масс. А, во-вторых, такой враг помогал сплотиться вокруг одной общей идеи и, как следствие, одной партии, в данном случае национал-социалистической. Понятно, что такой сплоченной массой гораздо проще управлять, поскольку внушить ей можно что угодно.
![ÐÑвенÑим. ÐÑибÑÑие венгеÑÑкиÑ
евÑеев. ФоÑо: май 1944 г. ÐÑвенÑим. ÐÑибÑÑие венгеÑÑкиÑ
евÑеев. ФоÑо: май 1944 г.](/images/main/istoki-evropeyskogo-antisemitizma-3ce312.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3446567/pub_5f13344d31f9114ec97a7476_5f149da1aa42523e92d686d2/scale_1200)
Гитлер сыграл на низменных шовинистических чувствах немцев, показав им, что причиной всех несчастий являются евреи и так, мол, было испокон веков.
Уничтожение еврейского населения в Германии и на захваченных территориях сопровождалось конфискацией принадлежащего им имущества, что позволило пополнить казну Третьего Рейха значительными средствами. Таким образом, антисемитизм был выгоден Гитлеру еще и экономически. Одним махом он убивал двух зайцев – добивался слепого повиновения народных масс и получал деньги на ведение войны.
Нам всем хорошо известно, к каким ужасным последствиям привел немецкий антисемитизм.