
#Сурковскаямодернизация

В своих выступлениях и интервью Владислав Сурков неоднократно говорил о том, что демократия возможна только в относительно богатых обществах. Чем больше ресурсов, тем больше свободы, более гибкой становится политическая система. А, как известно, укрепить российскую экономику, сделать ее более эффективной, более богатой, можно только с помощью модернизации, когда вместо продуктов нефтяной трубы российским экспортом станут инновации Сколково и других аналогичных проектов. За предыдущие годы властью был инициирован целый ряд модернизационных проектов и реформ, однако это только начало, требуемых результатов еще не достигнуто. И я считаю, что теперь, когда модернизацией в России будет заниматься Владислав Сурков, нам удастся гораздо быстрее пройти путь технологического, экономического, а значит, и политического обновления нашей страны.
Три года назад, в 2008 году, когда Владислав Сурков встречался с движением "Наши", его основной темой выступления были инновации. Мне кажется, эта речь сейчас может быть легко интерпретирована, как программная речь Суркова в новой должности. Почитайте ее (с сокращениями):
***
Сила современных государств, современных обществ в их изменчивости, в умении меняться, подстраиваться, если угодно, и перенастраиваться в зависимости от задач и конкретных вызовов, которые стоят перед всеми нами.
Я думаю, что есть несколько групп заблуждающихся людей насчет того, что такое инновационная экономика. Есть люди, которые считают, что надо закупить новейшее иностранное оборудование, поставить его у нас, и это будет современное, новое, а значит инновационное. Есть те, кто считает, что мы должны изобретать какие-то вещи вообще, то есть мне иногда говорят, хорошо бы, чтобы люди у нас изобретали, выделяя инновационную сферу в какую-то отдельную отрасль. Например, есть промышленность, и есть какая-то инновационная сфера. Я иногда слышу, в выступлениях многих больших экономических начальников инновационный сектор так и называется сектором. На мой взгляд, это абсолютно ошибочное мнение, потому что дух инноваций, а что такое инновация – это новаторство, внедрение всего нового, это нежелание мириться с тем, что есть, желание видеть в любом предмете возможность его усовершенствовать. Это очень прикладные вещи. И когда нас пытаются увести в сферу высоких рассуждений, сказать, что это какая-то отдельная отрасль, которой должны заниматься какие-то отдельные люди, это просто говорит о том, что людям не хочется вплотную подходить к этому вопросу.
Мы должны трезво и очень самокритично посмотреть вокруг себя. Мы одеты во все импортное, мы строим на всем импортном, все наши технологии импортные. Отсюда была дискуссия о демократии. Конечно, у демократии есть какие-то общие принципы. Но почему мы должны просто брать то, что придумали за нас? Мы что, сами не можем размышлять о том, что такое общество свободных людей, о том, что такое справедливое общество, о том, что такое собственно свобода и что такое справедливость? Давайте мыслить самостоятельно в политике, – предложили мы. Это не очень, кстати, получилось, давайте прямо скажем, но хоть пожелание такое обозначили. И сразу, кстати, получили большую критику.
А что уж говорить о мире техники, о мире вещей? Сегодняшняя цивилизация ориентирована на безграничное потребление и считает потребление и его рост высшим благом для любого отдельно взятого человека, и ни к чему отдельно взятый человек не стремится, кроме как к увеличению собственного уровня потребления. В таких условиях вещи являются самым сильным инструментом политического влияния. Об этом надо задуматься и мне кажется надо поднимать вот этот дух желания менять мир. Не коснеть вот этой стабильностью ну вот она есть, вот наслаждайтесь, она есть. Хватит о ней говорить. Не пора ли теперь подумать о нестабильности?
Что такое общество свободных людей? Я как-то говорил, что демократия – это политическая система, которая действует на приделе сложности. То есть это внутренне подвижная, очень хрупкая система, которая может сохранить себя только в динамике. Как только внутренняя жизнь прекращается, она обрушивается сама по себе. Мне кажется, надо перекодировать наше сознание и разбудить хотя бы в каких-то частях нашего общества, конечно, прежде всего, мы будем думать о молодежи, желание к новаторству, к изобретательству.
Мне кажется, мы должны заземлить наш русский идеализм, и снизойти до уровня микрофонов, бутылок, сантехники, стройматериалов, летательных аппаратов. Если кто хочет что-то поромантичнее – пресловутых нанотехнологий, если уж на то пошло. Вот мы чем должны заниматься. И как можно больше уделять внимания, я на этом настаиваю, техническому творчеству. Мы должны научиться создавать вещи. Сначала технологии, потом вещи.
Мне вот говорят, что в современной экономике знаний главное – мозги. С этим можно согласиться. Я в отпуске был в Германии. Столько заводов, причем в курортных зонах, я не видел нигде. Это, кстати, третья экономика в мире. Там почему-то есть заводы. То есть не верьте людям, которые говорят, что главное сейчас знания. Это действительно главный капитал. Но знания еще надо воплощать, из них надо фабриковать вещи, надо производить что-то. И надо конечно думать о серийном производстве, что у российских промышленников никогда особенно не получалось. Я не думаю, что вы назовете какой-нибудь товар массового потребления, который пользовался большим успехом не то, что в мире, хотя бы в нашей стране. Ну, автомат Калашникова. Согласен. Вещь в быту остро необходимая. И в условиях демократии особенно.
Инновационная экономика не может быть создана без внимания к людям, без трепетного и бережного отношения к людям. Но российской политической культуре свойственна некоторая размашистость в отношении отдельно взятых людей. Ну что там с ним разговаривать? Ты ему скажи там. Что он там? Вот это вот стиль общения, который направлен обычно на подавление. Когда любой интересный образованный человек чего-то хочет – это вызывает скорее настороженность среди окружающих. Все начинают думать об этом человеке, что он какой-то беспокойный, предлагают уняться. Вот эту проблему нужно изживать, потому что инновационная экономика будет пустыми словами, если государство не поставит своей приоритетной задачей заботу о человеческом капитале. Это хорошие красивые правильные слова, их тоже надо повторять.
Мы должны поощрять дух экспериментаторства. У нас должны быть дерзкие идеи. Это не должно считаться какой-то дурью. И не так что вот какой-то сумасшедший бегает тут с какими-то бумажками, а, наоборот, к этому должно быть приковано максимальное внимание общества. Конечно, много среди идей неверных, много ошибочных, но иначе нельзя найти верные, если не заниматься идеями в целом и не поощрять дух новаторства.
Есть такой великий английский философ Френсис Бекон. Несколько веков назад он сказал: «Knowledge is power». У нас это переводили: «знание-сила». На самом деле, если быть более точным: «знание – власть». Он открыл глаза западным людям на важность знаний и на важность изобретательства. Он призвал соотечественников не приобретать, а изобретать. Нет ничего гуманнее, кроме как задачи облегчения жизни другим людям и того что бы жизнь их становилась более комфортной. Человек, который изобрел кондиционер, сделал для человечества гораздо больше, чем сто тысяч мудрецов, которые говорили о благе добрых дел. Он взял и сделал вещь, которая фантастически изменила комфорт и представление о комфорте для миллионов людей.
Скажу сразу, это дело очень долгое. Опять же крайне меня смущает то, что всем кажется, что вот надо захотеть, взять бюджетные деньги, вложить их куда-то и тут же закипит у нас инновационная экономика. Это не так. Инновационная экономика- это критическая масса людей, новаторски настроенных, которые еще умеют свои идеи конвертировать в конкретный продукт, который еще к тому же пользуется коммерческим успехом. Чтобы выстроить такую модель, нам нужно вырастить буквально новое поколение людей, которые по-другому на все это смотрят. Не как сейчас.
|
</> |