Супер 40


Ровно 50 лет назад, 6 марта 1975 года, совершил первый испытательный полет советский среднемагистральный пассажирский самолет Як-42, который я всегда воспринимал как "сильно раздутый" Як-40 со слегка стреловидным крылом и стабилизатором. Машина создавалась на замену морально устаревающему авиалайнеру Ту-134 и имела увеличенное в полтора раза число пассажирских кресел, а также — более экономичные двухконтурные турбовентиляторные движки.
Однако полностью заменить Ту-134 новый самолет смог только в 2019 году, когда последняя "стотридцатьчетверка" авиакомпании "Алроса", находившаяся в российской коммерческой эксплуатации, была списана и отправлена в музей (впрочем, к военным и спецбортам это не относится), а 19 штук Як-42 (из них 17 — в России) все еще летают и возят пассажиров.
Ту-134 был растиражирован в количестве 854 штуки а "Яков сорок вторых" за 28 лет серийного выпуска построили всего 193 экземпляра, влючая опытные образцы. Интересно, что стопроцентно постсоветских "Суперджетов", несмотря на "ужасную катастрофу российского авиапрома", о которой постоянно рыдают коммунисты и прочие "караул-патриоты", за 16 лет наклепали уже 235 штук, из них 160 активно летают.
А мое личное знакомство с Як-42 было не очень удачным. Я летал на нем только один раз, из Москвы в Новороссийск и впечатление было так себе. Салон мне показался слишком тесным и темным, а шаг кресел — очень узким, из-за чего мне с моим ростом 189 см было весьма неуютно. Ноги приходилось растопыривать или сдвигать колени вбок, чтобы они не упирались в спинку переднего сиденья. К тому же, в салоне было довольно душно и плохо работала вентиляция, из-за чего отчетливо ощущался туалетный запашок.
На Ту-134 и Ту-154, в которых я путешествовал множество раз, ничего подобного я не припомню. Впрочем, возможно, с Як-42 мне просто не повезло, а из единственного полета не стоит делать широких обобщений. А каково ваше впечатление от этой машины, если вам доводилось на ней летать?
На заставке — первый прототип Як-42 в испытательном полете.


Пилотская кабина, фото Макса Голдбрайта.

Стандартный пассажирский салон, фото Дмитрия Арсенова.

Салон не для вас.

Механизация крыла.

В последние десятилетия ХХ века Як-42 олицетворял достижения советского авиапрома на ВДНХ/ВВЦ.

Потом его размалевали и превратили в декоративный арт-объект.

Як-42Д с метеорологическим оборудованием, принадлежащий Росгидромету.

Як-42Д ижевской авиакомпании "Ижавиа", которой принадлежит восемь таких машин.

Самым крупным нынешним эксплуатантом Як-42Д является красноярская авиакомпания "Красаэро", которая владеет девятью бортами.

Авиакомпании "Газпромавиа" принадлежат две машины, ныне находящиеся на хранении.

Як-42 бывшей украинской авиакомпании "Донбассаэро". Когда-то она имела 12 таких бортов, но восемь из них списали и отправлили на слом, а последние четыре осенью 2014 года были уничтожены на стоянках в ходе боев за Донецкий аэропорт.