Страницы истории. Гибель немецкого лайнера "Вильгельм Густлофф"
vitalidrobishev — 30.01.202130 января 1945 года советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско запускает торпеду в лайнер «Вильгельм Густлофф» с немецкими беженцами. Корабль стал одним из крупнейших, когда-либо потопленных советскими войсками. По числу жертв гибель «Густлоффа» входит в список крупнейших морских катастроф в истории.
Флагман немецкого круизного флота «Вильгельм Густлофф» сошел на воду в 1937 году. На нем отдыхали не сливки общества, а простые трудящиеся. Все каюты на корабле, независимо от класса, спроектировали одинаковыми (и при этом достаточно комфортабельными). Цены на круизы предлагались весьма демократичные.
Корабль назван в честь швейцарского активиста-нациста, убитого соотечественником-евреем, Давидом Франкфуртером. После войны власти помиловали убийцу, и он уехал в Израиль.
После начала Второй мировой судно переоборудовали в плавучий госпиталь. А после окончания французской кампании корабль сделали плавучей казармой школы подводников. В боевых действиях «Вильгельм Густлофф» не участвовал.
В 1944 году советские войска вошли на территорию Восточной Пруссии. Население впало в панику. Отмечались случаи насилия советские солдат по отношению к мирным жителям.
Власти бросили огромные ресурсы на эвакуацию по морю: задействовали все возможные корабли, и брали гораздо больше беженцев, чем вмещало судно.
Покинуть Восточную Пруссию удалось всем, но не все добрались до места назначения. Среди неудачников оказался и «Густлофф».
Лайнер вышел в последний поход переполненным. Беженцы все прибывали, и в конце их перестали даже считать. Потому до сих пор неизвестно число жертв. Минимальная оценка — 5 тысяч. По максимальной, на борту присутствовали 10,5 тысяч человек: около полутора тысяч — моряки-курсанты и тяжело раненные солдаты, а также экипаж судна, остальные — беженцы (включая 3 тысячи детей).
Корабль шел, сияя как рождественская елка, во избежание столкновения с немецкими тральщиками. Разумеется, «Густлофф» заметила советская подлодка. Возможна бы не догнала лайнер, не иди тот значительно медленнее привычной скорости (корабль шёл на скорости всего 12 узлов (22,2 км/ч) из-за перегруза и повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках.
Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага.
В начале десятого часа вечера 30 января корабль атаковали. Всего в «Густлофф» попали три торпеды. На корабле началась паника и давка.
Большинство пассажиров даже не знали, как воспользоваться лодками. Спасательные жилеты не пригодились: зимой в воде Балтийского моря дольше десяти-пятнадцати минут не продержаться.
Через час корабль затонул. К месту трагедии успели подойти несколько судов. Они спасли пассажиров, сумевших воспользоваться лодками. Предполагается, что выжили 1,5–2,5 тысячи пассажиров.
Капитан Маринеско не мог, не знать, кого перевозит атакованный корабль. Хотя и немцы не наносили на борта защитные опознавательные знаки, поскольку в спешке не хватало времени. Да и не факт, что знаки помогли бы.
Затопления судов, перевозивших беженцев, случались сплошь и рядом.
Англичане за неделю до окончания войны пустили на дно немецкий корабль «Кап Аркона» с 5,5 тысячи узников концлагерей. Британцы ошиблись, полагая, что на судне плывут немецкие военные и эсэсовцы.
Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках и современных российских) до осуждающих (в большинстве иностранных источниках, а также в части российских 90-х, начала 2000-х годов
Так например в журнале Огонёк (2001, № 39), в статье «Легенда о Маринеско»
В жестокий шторм около 23.00 подводная лодка «С-13» под командованием А.И. Маринеско потопила в Данцигской бухте на глазах кораблей охранения 9-палубный чудо-корабль, последнее слово техники — фашистский лайнер «Вильгельм Густлав», на борту которого из Кенигсберга уходил цвет фашистского подводного флота: 3700 офицеров, экипажи для 70 — 80 новейших подводных лодок 26 серии. На лайнер погрузились высокопоставленные чиновники (22 гаулейтера земель польских и восточно-прусских), генералы и высшее командование, а также вспомогательный женский батальон (эсэсовки, надзирательницы в концлагерях) — 400 человек. Подвиг моряков-подводников был назван «атакой века».
В Германии, как и после Сталинграда, был объявлен трехдневный траур. Командир конвоя был расстрелян по личному приказу Гитлера. Капитан Маринеско был объявлен его личным врагом. Командир дивизиона подводных лодок А. Орел представил Маринеско к присвоению звания Героя Советского Союза, а экипаж лодки — к присвоению почетного звания Гвардейский. Ни первого, ни второго сделано не было из-за дисциплинарного проступка командира накануне выхода в море. Лишь в 1990 году Маринеско посмертно был удостоен заслуженной им награды».
Вышеприведенная цитата из «Истории Великой Отечественной войны» — откровенная ложь. Потому что атакой века потопление «Вильгельма Густлава» можно считать лишь с одной стороны — никогда еще столь малочисленное подразделение не уничтожало за один раз такого количества людей. Даже в знаменитой бомбардировке Дрездена, когда было убито 25 тысяч жителей, участвовали несколько тысяч летчиков.
Что же за корабль потопил Маринеско и кто на самом деле находился на его борту?.. Заложенный 5 мая 1937 года в Гамбурге «Вильгельм Густлав» не был местом отдыха для элиты рейха. Судно строилось обществом «Сила через радость» для активистов германского «Рабочего фронта» — аналога наших профсоюзов. С началом Второй мировой его переоборудовали в госпитальное судно, а в конце 1940 года — в плавучую «учебку». На корабле разместились курсанты 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводного плавания и их преподаватели-офицеры. В советских сообщениях именно им, имевшим в лучшем случае теоретическую подготовку, предстоит превратиться в «элиту подводного флота рейха». Из числа находившихся на борту мужчины составляли 1400 человек, женщины — 2000 и дети — 3100.
Вечером 30 января теплоход вышел навстречу своей судьбе. Из охранения у него был только эсминец «Леве». 11 января 1945 года покинула базу и подводная лодка «С-13» под командованием Маринеско.
Видимо, это была единственная «штрафная» подводная лодка в истории флота: возвращаться без победы командир права не имел. Дома его ждал трибунал — в новогоднюю ночь Маринеско с товарищем покинули борт, вернувшись лишь через трое суток, да еще и успели «повыяснять отношения» с местным населением
Случай был далеко не первый: еще в 41-году Маринеско был исключен из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство. Но командующий Балтфлотом решил, что в то время, когда на всем флоте оставалось лишь пятнадцать лодок, отдавать Маринеско под трибунал неразумно. Поэтому суд заменили возможностью «искупить вину в предстоящем походе».
До этого похода Маринеско похвастаться было особенно нечем. В его активе был лишь поврежденный рыболовный траулер «Зигфрид». Тем более понятна ярость, с которой он рвался в бой. В 21.10 30 января «С-13» обнаружила «Густлав». Корабль шел по прямой, с включенными навигационными огнями. Эсминец «Леве», не выдержав шторма, отстал к тому времени от него на несколько миль.
Первая атака была неудачной. В течение двух часов лодка преследовала ничего не подозревающий теплоход, который даже не пытался маневрировать. Вторая атака по сути в полигонных условиях не могла не быть успешной. В 23.08 три торпеды из четырех поразили лайнер.
Как только стало понятно, что корабль обречен, на палубах началась жуткая давка. Спасательные средства лайнера не были рассчитаны на такое количество пассажиров. Правило «женщины и дети — вперед» сослужило здесь плохую службу: расписанные по шлюпкам в качестве гребцов и рулевых матросы лайнера в большинстве погибли при взрыве.
На подоспевшем «Леве», подобравшем из воды более 1000 человек, больше не было места. Другие корабли смогли подойти к месту трагедии лишь через два с половиной часа. За это время большинство тех, кто находился в ледяной воде (температура воздуха была минус 18), захлебнулись или умерли от переохлаждения. Люди продолжали умирать даже после того, как их доставали спасательные суда.
Не считая женщин и мужчин, в ледяной воде погибло почти 3000 детей.
Гитлер воспринял сообщение о трагедии «Вильгельма Густлава» удивительно равнодушно. Ни в какие списки врагов Маринеско не попадал. Траур тоже не объявлялся, да и не мог объявляться — о гибели теплохода официально сообщено не было.
И капитан Петерсен, и командир сил охранения Леонхардт не были расстреляны и дожили до
9 мая 1945 года.
_____________________________________
Маринеску в Форосе (Крым) в 1963 году
После окончания войны жизнь Маринеско не сложилась. Его представили к Герою Союза, но орден не дали и разжаловали в лейтенанты из-за пьянства.
После войны Маринеско получил срок за растрату, отсидел три года и работал в лагере топографом.
Умер в 1963 году, пятидесятилетним, а звание Героя получил посмертно, после публикации в газете «Известия».
Маринеско родился в Российской Империи, в городе Одесса. В СССР автора самого громкого потопления Второй мировой любили называть молдаванином. На самом деле подводник Маринеско по этническому происхождению наполовину румын (по отцу), на другую — украинец (по матери).
|
</> |