Страницы истории. 29 июля 1927 года. Декларация митрополита Сергия
vitalidrobishev — 29.07.202029 июля 1927 года митрополит Нижегородский Сергий, исполняющий в то время обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола, опубликовал свою бесславную декларацию о безусловной лояльности церкви советской власти. Эта декларация почти на целый век расколола РПЦ и РПЦ заграницей и положила начало так называемому сергианству.
После окончания Гражданской войны большевики взялись за внутреннюю политику. На первых порах главными врагами новой власти стали православная и католическая церкви, поскольку к протестантам красные относились скорее нейтрально, к различным сектантам — с симпатией, а ислам и иудаизм вообще неожиданно оказались в привилегированном положении.
Религиозное образование было запрещено для всех религий, но до самого конца 20-х годов мусульмане и иудеи исповедовали свою веру совершенно свободно, их никто не трогал. Скажем, закрыть церковь мог любой чиновник, а на закрытие синагоги требовалось разрешение евсекции (еврейской секции при партии).
После смерти патриарха Тихона его место должен был занять митрополит Петр, который стал патриаршим местоблюстителем, но Петр был непримиримым, и его почти сразу арестовали. Он провел 12 лет в тюрьмах и чекистских изоляторах, но неизменно отказывался признать новую власть и революцию, и в 1937 году был расстрелян.
Все это время церковь оставалась без патриарха и без его местоблюстителя — ей де-факто управлял заместитель местоблюстителя, Сергий. Он с самого начала был настроен на сотрудничество с любой властью. После Февральской революции и чисток в Синоде, устроенных революционным обер-прокурором Львовым, Сергий остался единственным, кто сохранил свое место. Сергий был одним из немногочисленных старых клириков, признавших обновленческую (красную) церковь — он некоторое время занимал у обновленцев высокий пост.
Позднее он публично покаялся и вернулся к патриарху Тихону. После ареста митрополита Петра был арестован и Сергий, но здесь большевикам повезло — в тюрьме он дал согласие на сотрудничество и вскоре после освобождения опубликовал декларацию о безусловной лояльности советской власти.
Всех протестовавших против Декларации м. Сергия советская власть арестовывала как "контрреволюционеров", расстреливала и ссылала в концентрационные лагеря и ссылки.
На допросах ликующие чекисты-следователи со злорадством и сарказмом доказывали "строгую каноничность" м. Сергия и его Декларации, которая "не изменила ни канонам ни догматам". Массовые расстрелы, гонения и пытки, обрушившиеся на верных Христовой Церкви не поддаются описанию. Истинной Православной Церкви не оставалось другого выхода как уйти в катакомбы.
Накануне Второй мировой войны гонения на верующих в Советском Союзе достигли жесточайшей крайности и даже "сергианская" церковная организация дошла почти до полного уничтожения, а Катакомбная Церковь совершенно исчезла из вида. Только немногие из самых видных коллаборационистов-соглашателей с Советами, как, например, сам м. Сергий, уцелели, избежав заключения.
Когда Сталин, чтобы воспользоваться патриотическими и религиозными настроениями русских людей в войне с Германией, приказал открыть некоторые из закрытых храмов и допустил выборы "Патриарха" в 1943 г., начался новый период в отношениях Церкви со властью, тогда Московская Патриархия превратилась фактически в "официальную Церковь" советского государства, распространяя коммунистическую пропаганду по всему миру во имя религии и категорически отрицая наличие любого вида притеснений за веру в Советском Союзе.
Таким образом окончательно оформился раскол на красную РПЦ и белую Русскую православную церковь за рубежом. Две церкви весь XX век с увлечением предавали друг друга анафеме — пока ещё были живы старые эмигранты, не желавшие терпеть сергианство. Церковная оппозиция внутри РПЦ ушла в глубокое подполье, превратившись в так называемую катакомбную церковь.
Митрополит Сергий в 1943-м с подачи Сталина стал патриархом, а РПЦ постепенно превратилась в один из внешнеполитических инструментов Советского Союза.