Стоит ли делиться?

До консультации по предстоящему экзамену эта печальная новость была не очевидна - во время консультации стало ясно, что рассчитывать на шпаргалки не стоит.
Сценарий сдачи итогового экзамена таков, что экзаменуемый полностью лишен возможности посмотреть в конспекты и иные источники знаний, из чего следует неутешительный вывод: все пятьдесят вопросов придется учить.
На самом деле, я на списывание не особо и рассчитывала, но и категорическая строгость экзаменационной комиссии в мои планы тоже не входила.
Уже несколько дней, как я усердно готовлюсь к испытаниям: собираю разрозненные материалы в один файл, выделяю жирным шрифтом и курсивом ключевые моменты и т.д. Сплошной текст, в котором не расставлены визуальные акценты, я запоминаю намного хуже, чем грамотно структурированный, поэтому кропотливая предварительная работа имеет большое значение.
Судя по переписке в нашем неформальном чате, мои однокурсники отложили подготовку на последние дни и решили не приступать к ней до выяснения всех деталей на консультации. После того, как детали прояснились (включая самую главную – про невозможность списывания), один из наиболее активных участников чата предложил объединить усилия и распределить вопросы поровну между всеми. В чате нас около тридцати человек из сорока дошедших до финишной прямой, а вопросов – пятьдесят, то есть выходило по полтора на каждого.
Из тридцати человек лишь десять выразили согласие вступить в коллаборацию не в качестве потребителей, а в роли созидателей, то есть подготовить по три вопроса. Правда, вскоре одна дама призналась, что вряд ли справится с поставленной задачей, и, сердечно извинившись, перешла в подгруппу пассивно ожидающих.
Так нас осталось девять, то есть каждому полагалось взять на себя, как минимум, пять вопросов.
Откликнувшись на предложение, я написала, что уже начала подготовку и могу поделиться результатами своего труда со всеми желающими. Свою готовность я немедленно подкрепила тем, что разместила в чате файл с ответами на первые двадцать вопросов.
Понятно, что остальные участники обрадовались столь щедрому подарку и, подхватив похвальный пример, приступили к выполнению взятых на себя обязательств. Двадцать участников затаились в ожидании новых файлов…
Собственно, такое распределение меня ничуть не удивило – в любом коллективе есть те, кто берет на себя заботу об общем деле, и те, кто лишь пассивно потребляет.
У пассивных участников могут быть вполне уважительные причины, по которым они не могут стать авторами ответов, так что в данном случае не стоит давать оценок.
Удивило меня другое. После того, как я разместила свой файл и написала, что планирую продолжить подготовку и готова размещать ответы по мере их оформления, в личные сообщения мне пришел вопрос от одной из слушательниц.
Она написала: «Ольга, неужели Вам не жаль делиться со всеми результатами своего труда? Двадцать ответов! Я бы никогда так не сделала».
Я отшутилась и продолжила подготовку, завершив к вечеру еще десять вопросов. В итоге мой файл, отданный во всеобщее пользование, включал в себя структурированные ответы на тридцать вопросов из пятидесяти.
Кто-то подхватил инициативу и стал оперативно выкладывать свои наработки, кто-то, напротив, решил, что можно не напрягаться и подождать, пока активисты доделают все.
И вчера мне повторно задали тот же вопрос – про то, не жаль ли мне отдавать свои материалы. Вопрос пришел от другого человека, и вот третий день я думаю над этими сообщениями…
Логика моих любознательных однокурсников проста: если у тебя что-то есть, не спеши этим делиться, поощряя других лениться и ждать «халявы».
Моя логика еще проще: от того, что я поделюсь плодами своего труда с другими, мне хуже не будет. Я же не отдаю что-то, в чем нуждаюсь сама, то есть не причиняю себе никакого ущерба.
Почему же такой поступок воспринимается как необычный?
|
</> |