Стихо-книго-терапия

"...Вот была идея поставить такое заглавие — «Стихотерапия» — и собрать стихи, которые исцеляют. Ну, известно, что Матвеева много и тяжело болела, у нее была болезнь Меньера, она страдала от головокружений, от шаткости походки. И для того чтобы с этим бороться, это победить, она написала «Шпалы». Это стихотворение, сам ритм которого противостоит головокружению. Если вы… Вот это много раз проверено. Если вы, читая про себя «Шпалы» во время сильной головной боли или во время, например, головокружения (бывает у всякого), если вы в это время проследите за собой, вы почувствуете, как под действием этих ритмов у вас начинает проходить головная боль. Господи, я не знаю…
На пустынном прилавке заката,
Где закатное свежее золото
Израсходовалось куда-то…
Тени леса болезненно-впалы…
Только там хорошо и не страшно,
Где высоко проложены шпалы.
Почитайте это про себя — и сам ритм, сам воздух этого стихотворения как-то вас настроит на целебную волну.
Известно, что от аритмии, от панических атак, от сердечных приступов помогают иногда стихи Баратынского. Ну, действительно «врачуют песнопением» (сам он о себе сказал). И повторяя про себя «Последнего поэта» или «Пироскаф» (одна из самых, наверное, насыщенных звуком, великолепно артикулированных его вещей), вы действительно спасаетесь.
Много раз от панических атак спасал Пушкин. Не только меня. У меня, слава богу, их не так много и было. Вот уж чему я мало подвержен — так это паническим атакам. Хотя бывает. Но, конечно, по-настоящему от сердечных припадков, да и от депрессии Пушкин спасает. Он вытаскивает. Евтушенко писал в «Голубе в Сантьяго»: «Уж даже если Пушкин не спасает…» Из любой депрессии вытаскивает! «Моцарт и Сальери». Помните, Ходасевич говорит: «Ни «Моцарт и Сальери», ни «Цыганы» в тот день моей не утолили жажды». Но в остальные-то дни, значит, утоляли? Действительно абсолютно целебен Пушкин...
... Иногда стихи могут не только вылечить. Стихи могут сильно, сильно усугубить ваше состояние. Поэтому — осторожно! Вот поэтому стихов надо знать много..." http://echo.msk.ru/programs/odin/2038234-echo/
Действительно, на уверена про соматику, но при разных душевных состояниях у меня в голове звучат совершенно разные стихи (и песни, естественно).
-при э... особой активности начальства -"Одинокий трубач" Щербакова (...Он не Бонопарт, он даже вовсе не воин, он лишь человек...)
-кода бегу на работу, заранее зная, что будет полный трындец и мечтая о больничном -Наше Все "Пир во время чумы "(Итак, хвала тебе, Чума...) Хорошо идет также перед экзаменами, особенно тяжелыми, только надо проговорить весь текст без пауз и запинок.
-ночью на дежурстве Пастернак "Не спи, не спи, работай..." , "Сомкнутые веки, выси, облака..." Восстанавливает сорвавшееся дыхание и ночная писанина становится как-то менее тоскливой. Туда же "Какой большой ветер..." и "Баллада о щепке" той же Матвеевой.
А еще есть книжки, которые читаю при полной опустошенности, например, после 36 часов бессонного дежурства, кода заснуть уже не получается, а в голове крутятся бесконечные обрывки работы, вот тогда начинаю перечитывать "Взломщиков" (Burglars' trip) -идеальное лекарство от серьезного отношения к действительности, возвращающее уровень адреналина к сонной норме. Кстати, от настырного начальства тоже прекрасно помогает. Еще кое-что из Ольги Громыко и "Крылья" Марии Греус. Но это уже кода хоть какие-то ресурс появилис. Еще Мумми-тролли и "Гуси-гуси -га-га-га" Крапивина. Диана В.Джонс с ее замком.
Из музыки тоже многое, но это отдельный разговор.
А у вас есть своя стихо- и книго-терапевтическая аптечка?
|
</> |