Стихийные размышлизмы: огонь
anairos — 24.10.2022 Что сделало человека человеком? Огонь и истории (которые рассказывали у того же огня).Говорить об огне, о его значении для человека, о его роли в мифах и ритуалах, можно часами. Французский философ Гастон Башляр забашлял написал объёмистую книгу «Психоанализ огня». Рекомендую её прочесть – она, на мой вкус, страдает излишней пафосностью, но там есть интересные наблюдения.
Но сегодня я хочу поделиться некоторыми собственными наблюдениями по поводу священного огня.
В русском языке есть два синонима – огонь (огънь) и пламя (полымя). При этом одно из этих слов мужского рода, а второе – среднего.
Это не случайность. В праиндоевропейском языке было точно так же: два слова, одно мужского рода, второе – среднего. Но они не были синонимами.
Слово среднего рода «пеур» обозначало огонь просто как процесс – что-то где-то горит. Слово мужского рода «огънис» обозначало огонь как предмет – нечто, обладающее смыслом и предназначением.
От первого из них произошло греческое pyr, германское fire/feuer и, возможно (другими путями) английское power. Потомки второго – русское «огонь», индийское «агни» и латинское ignis.
Но даже там, где различие «профанного» и священного огня не сохранилось в языке – оно осталось в мышлении.
В православном храме, к примеру, есть паникадило – огромный, подвешенный под потолком светильник на десятки свечей, служащий для освещения храма. Это бытовой, обыкновенный огонь, у него нет ритуального значения. В современных храмах паникадило почти всегда электрическое, и никого это не смущает. Порой оно вообще больше всего напоминает театральную люстру.
Совсем другое дело – лампады и свечи перед иконами. Они горят неярко, темноту почти не рассеивают. Но вот у них ритуальное, смысловое наполнение очень даже есть. Лампада обозначает неустанную молитву церкви. Свеча – горячую, искреннюю молитву прихожанина, который её поставил. Электрическими лампочками их не заменишь при всём желании – это будет казаться кощунством. Без живого огня нет и ритуального жеста.
Вообще, характерная особенность священного огня – он не предназначен для освещения и отопления. Его разводят ярким днём, когда и без того светло. Или его делают намеренно маленьким и тусклым, как те же лампады. Он не функционален в бытовом смысле, чтобы никто не перепутал. Он должен воспламенять дух, а не материю.
Наверное, поэтому Прометей в греческом мифе смог принести его на землю в тростинке.
С лёгкой руки древних греков, придумавших четыре стихии, мы привыкли ставить огонь в один ряд с водой, землёй и воздухом. Но в действительности, огонь – не вещь, а процесс. Он не существует, как остальные три «стихии», а лишь продолжается, пока есть чему гореть.
Священная скала, пещера, роща, источник могут стоять на одном месте тысячами лет, не требуя нашего вмешательства – наоборот, чаще всего святое место и должно оставаться нетронутым, минимально обработанным человеческими руками. Но священный огонь будет жить, лишь пока люди кормят и поддерживают его.
И поэтому такой огонь – не столько явление иного мира среди людей, сколько усилие самого человека, соединяющее небо и землю. Это ворота, ведущие туда, а не оттуда.
Лучше всего это видно в древнем – возможно, вообще древнейшем в истории – ритуале чистого огня. Раз в году в селении гасят все огни, и оно погружается во тьму. А затем на специально подготовленном месте специально подготовленные люди создают новый, чистый, святой огонь – и жители селения торжественно несут его по домам, зажигая от него свои очаги и освящая заново свой Уклад.
Такой огонь почти всегда добывают одним и тем же способом – трением. Не самый эффективный метод по сравнению с кремнем и кресалом, но зато самый символически насыщенный. Люди буквально разгораются от собственных усилий, разогреваются, вкладывают всё, что могут – и их труды превращаются в тепло, свет и жизнь для мира.
А что ещё сопровождается ритмичными движениями, телесным и душевным «разогревом», и в итоге порождает новую жизнь? Правильно, у обрядов чистого огня почти всегда бывает отчётливая сексуальная подоплека.
Индийское слово «тапас» обозначает и аскезу, и чудотворную силу, получаемую с её помощью. Буквально оно значит «жар», но не любой. Например, жар огня, опаляющий дрова и обжигающий тело, называется «атра». А тапас – это тепло тела, создающее жизнь. Оно связано с сексом, но это же слово значит и тепло птицы, высиживающей яйца.
В общем, тапас – это любое усилие, которое приводит к «разогреву», но при этом направляется намерением, волей, превращающей телесный и душевный жар в магическую силу.
Этот же смысл сохранился и в христианстве. Вера и молитва должны быть горячими, должны воспламенять, разжигать верующего. Он сам становится топливом для собственного духа. Только такая молитва может достучаться до небес, и только такая вера творит чудеса.
Тут, правда, нужно заметить, что в христианстве есть и противоположное течение. Оно учит, что в молитве, наоборот, необходимо погружаться в тишину, умолкать и пребывать в блаженном покое перед лицом Божьим. А чудеса – это как бы даже и неблагочестиво. Бог сам проявит силу, когда пожелает. Праведному не к лицу прожигать небеса собственным внутренним огнём. Слишком уж это отдаёт самовольством.
Развести огонь – значит принести жертву. Он не сможет загореться, пока ты не отдашь ему в пищу что-то своё.
В Ведах есть обряд, который в принципе состоит из одного только разведения чистого пламени. Поленья из ароматического дерева, которыми его питают, и есть подношение богам – в первую очередь Агни, посреднику между людьми и прочими богами.
Но, разумеется, пищей для огня может стать всё, что хоть как-то горит. Что именно ты туда бросаешь – зависит от смысла, который ты хочешь выразить. Оно не случайно. «Слово», которое ты формируешь жертвоприношением, определяет, куда именно на Той Стороне ты обращаешься, и кто тебя услышит.
Погребальные костры воинов – проявление того же смысла. Тело становится огнём и переходит таким образом в мир богов.
Огонь очищает от скверны.
Материалисты видят в этом всего лишь дезинфекцию через прижигание, но на самом деле здесь работает тот же самый смысл.
Скверна – это сила иного мира, но она пришла сюда неправильным образом, и потому действует во вред. Огонь – дверь, открытая на Ту Сторону – возвращает её туда, откуда она явилась.
В зороастризме такого обряда нет. Там, наоборот, ничто скверное и нечистое не должно коснуться святого пламени. Жрецы, совершая перед ним обряды, занавешивают лица белыми платками, чтобы даже их дыхание не осквернило чистоту огня.
О том, чтобы сжигать мертвецов, и подавно не может быть речи: покойник – самое скверное и нечистое, что только есть на свете. Его нельзя предать ни земле, ни воде, ни тем более огню. Остаётся только выложить тело на специальной башне на съедение стервятникам, а кости свалить в центральную яму на той же башне и засыпать известью, чтобы они растворились.
Однако же святой огонь разводят на ночь в помещении, где лежит мёртвое тело – это часть погребальной церемонии. Его приходится при этом окружать защитным барьером из виноградной лозы.
Как сами зороастрийцы объясняют этот обряд – я не знаю. Но вы, думаю, уже проследили его символическую логику. Огонь должен стать для души умершего путём в загробный мир.
Что угодно может стать проявлением иного мира.
Но Та Сторона бесконечно велика. Там есть всё, что можно себе представить, и ещё многое сверх того. Не все её обитатели благожелательно настроены. Некоторые настолько могущественны, опасны и жестоки, что их внимание лучше не привлекать вовсе.
Река, горы, поле, лес или болото – все они служат обиталищем опасных и вредоносных демонов. Но огонь всегда чист. Человек разводит его сам, с определённой целью, и потому получить через него может лишь то, что соответствует этой цели.
В нашей истории огонь и слово сделали человека человеком. В ритуальной практике огонь и слово делают человека Богом, соединяют небо с землёй, превращают обыденное в священное, банальное в волшебное.
И потому они – лучший символ магии как таковой.
Даже атеисты не могут устоять перед могуществом этой символики. Их святым покровителем ещё с 18 века стал Прометей – враг богов и похититель огня. А собственное мировоззрение они постоянно сравнивают с огнём в ночи, который рассеивает тьму и прогоняет ложных богов и демонов, что в ней прячутся.
|
</> |