Стеб над интеллигенцией в отечественном кинематографе. В чем сила и слабость
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
У каждого человека в жизни есть внутренняя опора личности , помогающая оставаться самим собой при любых обстоятельствах . Для меня такой опорой и противоядием против деградации , не дающей зажраться и оскотиниться , всегда являлось понятие интеллигентности , потому что именно интеллигенцию считаю хоть и непризнанной , но единственной подлинной элитой общества во все времена . Именно поэтому обожаю лютым обожем все фильмы Дуни Смирновой , почти полностью посвящённые русской интеллигенции : все герои её фильмов- люди с близкими мне идеалами , практически ментальные родственники, имеющие сходные жизненные идеалы и мыслящие примерно теми же моральными категориями . В этих картинах царит культ интеллекта , культ русской культуры , которая является хранителем традиций духовности в целом и традиционной любви – в частности , любви , которая, кстати, в современном мире тоже нуждается в защите. В защите от цинизма. Но, самое любопытное , что при этом Смирнова не делает из интеллигенции современную икону , и мало того что смотрит на неё трезвым взглядом , она ещё и стебётся по полной программе над ее слабыми сторонами . К примеру , ее кинолента «Два дня» не исключение . Это добротно сделанный качественный мейнстрим с претензиями на любовную мелодраму , отмеченный тем не менее фирменной смирновской меткой : это всё о ней, о русской интеллигенции, и при этом жесточайшая сатира с явными нотками гротеска .Чиновник первого эшелона приезжает в музей- усадьбу вымышленного писателя, чтобы присмотреть красивое место для своей резиденции. И совершенно неожиданно для самого себя влюбляется в безнадёжную интеллигентку , которая , на первый взгляд, выглядит , как типичная тургеневская барышня со строгими глазами Мадонны . Барышня явно ментально застряла в девятнадцатом веке , но обладает достаточно критичным и строптивым характером для того, чтобы в нужный момент отстаивать свои внутренние ценности с чеховским ружьём в руках . Эта Мадонна , проживающая в доме, больше напоминающим курятник, тем не менее пылко защищает русскую культуру почти в гротескных обстоятельствах , готова даже по- настоящему выстрелить . Кароче , начинается своеобразное укрощение бедной, но гордой строптивой максималистки , проживающей в полуразрушенном доме и вынужденной , чтобы не умереть от голода , завести козу Настасью Филипповну . ) Понятно, что жанр получился вполне себе навороченный . Тут и мелодрама с аллюзиями на Рязановскую «Флейту» , и яркие гротескные нотки , когда вся местная интеллигенция в полном составе встречает высокое начальство из Москвы в прямом смысле на коленях, и чёрный юмор, который присутствует даже в любовных сценах . Но до кучи в фильме звучат вполне серьёзные интеллектуальные диалоги , туда вполне органично введены две дискуссии : должны ли бедные онижедетки в школе изучать русскую литературу, которая типа безнадёжно устарела? И стоит ли выходить замуж по любви? Или семья -это выгодное предприятие , а трезво заключённая сделка по расчёту даёт сплошные преимущества , укладывая бескорыстную любовь на лопатки? В итоге в фильме звучит мысль , что любовь способна очеловечить даже бездушного чиновника , пробудив в нём живую душу и сделав из него человека.)То есть, в жанровом отношении этот фильм представляет собой полную сборную солянку, где рядом с политический сатирой соседствует серьёзный разговор о выживании интеллигенции , об угрозе потери традиций русской культуры , отданной подчас на откуп новым лопахиным . Это и разговор о той самой настоящей любви, которая , по мысли режиссёра, способна остановить человека на краю моральной пропасти.) Возникает вопрос, герой фильма совершенно безнадёжен или всё же он ещё способен полюбить, как любой человек? Если он по своей сути чиновник , почти робот на веки веков с уже изначально отключенной опцией любви, то это одно, но он всё же человек и по идее ничто человеческое ему не чуждо?
В другом фильме Смирновой «Кококо» тоже довольно сатирически изображена жизнь интеллигентки , которая проходит словно в летаргическом сне самообмана . И в это устоявшееся существование неожиданно врывается свежий ветер новых впечатлений от дружбы с героиней из самого что ни на есть глубинного народа . Конечно, в отношении Лизы к Вике явно чувствуется определённая доля сословного , столичного и интеллектуального превосходства над провинциальной примитивно организованной личностью , но теплота отношения к ней всё компенсирует. Эта кинолента интересна не только откровенным стёбом и своими интеллектуальными подводными течениями со сложно закрученным дискурсом , но и самой личностью Дуни, которая бабец что надо ! И , несомненно, она талантливый сценарист и режиссер . Однако к ее стилистической манере надо все же привыкнуть. К примеру, самый первый просмотр оказался для меня ни о чем, потому что смотрели с подружкой, которая пришла ко мне после трудной ночной смены , да ещё после рюмки чая с тремя каплями коньяка , принятыми на груть перед просмотром. И , пригревшись в уютном кресле , она самым бессовестным образом сладко задремала прямо посреди сеанса . Кроме того , фильм был записан на флешке в ужасном качестве и с плохим звуком . В итоге впервые посмотрела его безо всяких эмоций, не уловив шикарного смирновского стёба , так как не случилось нужного настроя . Зато когда включила картину повторно, получила удовольствие на полную катушку , заценив и сценарий, и улётную игру актёров, и заложенный в нём интеллектуальный дискурс , и вообще смаковала каждую сцену покадрово, поймав катарсис, который случается нечасто . Последний раз это было после Мелодии для шарманки Киры Муратовой. И вишенкой на торте явился совершенно убойный финал , где в трагикомической ситуации , когда две подружки не поделили одного мужика и тупо подрались за него, стеб звучит уже довольно мощно. А заканчивается фильм зажигательной песней великолепной Лидии Руслановой Валенки, на которую даю ссыль, чтобы вы заценили ее живую , мощную энергетику .
Нет, наша интеллигенция на самом деле подлинная элита, а недостатки , ну у кого же их нет? Рассеянность и умение жить на облаке , витая в эмпиреях , скажу вам, ещё не самое страшное в жизни . Именно об этом фильм из прошлого В . Бортко «Блондинка за углом» . Вот уж где авторы фильма отыгрались так отыгрались на нищей , но духовно богатой интеллигенции, пройдя по ней широкими сатирическими мазками. Чего стоит полная неприспособленность к быту главного героя , решающего поистине космические проблемы за сущие копейки , и Регины , в задумчивости постоянно съедающей весь хлеб и по сто раз проверяющей , выключила ли она утюг. Но при этом она вся такая внезапная, тонкая -звонкая , нежная , удивительная и одухотворённая , что Крокодил Геннадий , увидев ее , сразу же влюбляется наповал . Куда этим героям до предприимчивой Нади , не обремененной интеллектом и интеллигентскими замашками и комплексами? Некоторые даже считают , что Бортко снял «своеобразную квази-версию коммунизма для избранных» . Но куда интеллигенции , витающей в своем идеальном мире космических проблем, до этих «избранных» , как правило, торговых работников , уже почти живущих в нем. Но если серьёзно, в России давние традиции интеллигентности . Интеллигенция- это Пастернак, отказавшийся от Нобелевки , и Ахматова, которая в тяжелые времена донашивала пальто с чужого плеча , но делала это как королева . На мой взгляд, все же главная черта интеллигенции -это совестливость , сила духа в экстремальной ситуации и бессребреничество.И за это ей все прощается и ставится жирный плюсик в небесной канцеляриии.)
|
</> |