рейтинг блогов

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2.

топ 100 блогов cassette_madam02.03.2025
«Купеческий модерн» на Невском проспекте

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 9.-2025-02-28_000118.jpg

Основное здание на углу возвели в 1902–1903 годах. Гавриил Барановский выбрал для него популярный тогда стиль модерн. Заказчики хотели, чтобы здание выделялось на фоне улицы и привлекало потенциальных покупателей необычным внешним видом. В плане дом представлял куб. Фасад, который выходил на Невский проспект, Барановский оформил большой аркой. Прямо над ней расположился горельеф в виде женской головы. Специально для здания скульптор Амандус Адамсон создал четыре статуи — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Промышленность и торговлю олицетворяли римские боги Вулкан и Меркурий. В статуях Елисеевы решили показать достижения своей династии. По их просьбе у ног «Торговли» Адамсон разместил якорь, символ покорения морских путей. Он напоминал о том, что Елисеевы построили собственный торговый флот, чтобы быстрее доставлять заграничные товары в Россию. Статую «Искусство» возвели, чтобы показать: купцы жертвуют много денег на благотворительность. А «Промышленность» и «Наука», по задумке заказчиков, символизировали новаторство. Елисеевы модернизировали свое производство, применяли самые современные на тот момент технологии.

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 10.-2025-02-28_000305.jpg        История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 10A.-2025-02-28_000417.jpg

Фасады Елисеевского магазина облицевали розовым камнем. Здание украсили растительные орнаменты, небольшие балконы прямо над витринами, кованые стебли и листья.
Внутри здание было декорировано зеркалами, бронзовыми светильниками, витражами и лепниной. На первом этаже располагались три торговых зала. На втором — Международный коммерческий и Русско-китайский банки. Там же Григорий Елисеев открыл Общедоступные коммерческие курсы. Лекции здесь читали известные экономисты и предприниматели. Они рассказывали, как открыть и развить свое дело.
Еще в одном зале проводили спектакли и концерты. Здесь была своя театральная сцена, партер на 480 мест и три ложи. Журнал «Театр и искусство» писал: «Зал веселенький и пестренький и для веселого жанра чрезвычайно пригодный. На место… жаловаться нельзя: и центрально, и глаз веселит, и воздуха много».
На третьем этаже открылся личный ресторан Елисеевых. В нем обедали только члены династии, их родственники и друзья. В подвале владельцы устроили винный погреб и склад и установили новейшие на тот момент холодильники.

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 11.-2025-02-28_000607.jpg

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 12.-2025-02-28_000708.jpg

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 13.-2025-02-28_000830.jpg

Здание торжественно открыли и освятили 7 сентября 1903 года. На церемонию принесли икону Казанской Божией Матери из Казанского собора
Современники посчитали дом слишком вычурным. В прессе его прозвали «купеческим модерном». Елисеевых критиковали за то, что дом их товарищества слишком выделялся на фоне застройки Невского проспекта. В то же время неподалеку открылся дом компании «Зингер» Поэт Георгий Иванов назвал оба здания «монстрами».
"Понемногу открывается новый дом Елисеева, что против памятника Екатерины на Невском. Многие нарочно ездят на верхах конок, чтобы полюбоваться этим зданием, предназначенным, к сожалению, не для музея или театра, а для магазина — монстра по части выпивок и закусок. По углам этого нового дворца высятся громадные бронзовые статуи: Торговля, Промышленность и, вероятно, Искусство и Просвещение. Первые две уместны и понятны, а при чем вторые две? Вероятно, Елисеев полагает, что искусство и просвещение тоже будут помещаться в его дворце; что ж, он прав: чем не искусство — искусство выпить и чем не просвещение — знание, чем закусить? Облупленный Александринский театр угрюмо выглядывает из-за сквера напротив в виде иллюстрации к тому, что такое в наш век искусство и что выпивка.
Сергей Минцлов. «Петербург в 1903–1910-х годах. Дневник"

В первой половине XX века в доме торгового товарищества «Братья Елисеевы» работали ломбард, магазины одежды, счетоводные курсы, акционерное общество «Борьба с огнем». В концертом зале на втором этаже свои спектакли показывали театр «Невский фарс», коллектив актрисы Валентины Лин, «Современный театр».

Гастроном, «Окна ТАСС» и театр

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 14.-2025-02-28_000944.jpg

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 15.-2025-02-28_001052.jpg

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 16.-2025-02-28_001207.jpg

После революции 1917 года торговое товарищество «Братья Елисеевы» стало собственностью государства, а многие представители династии покинули Россию. Однако в здании на Невском проспекте продолжил работать продуктовый магазин. Большевики поменяли его название на «Гастроном №1 «Центральный».
На втором этаже в 1920-х свои представления давали Малый драматический театр, коллективы «Гротеск» и «Музкомедия». Постоянного владельца помещение на втором этаже получило в 1929 году. Сюда въехал Ленинградский театр сатиры под руководством Давида Гутмана
. Первым представлением труппы в стенах Елисеевского магазина стал спектакль «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина. В постановке участвовал артист Леонид Утесов со своим джазовым оркестром.
В 1931 году учреждение объединили с театром «Комедия» Степана Надеждина. Его ведущей актрисой была популярная тогда артистка Елена Грановская, а в репертуар труппы входили в основном комедии и водевили. Однако театр не пользовался популярностью. Современники называли его «самым плохим» в Ленинграде. Тогда новым руководителем коллектива назначили художника Николая Акимова
. Ему чиновники поставили условие: всего за год сделать театр одним из самых посещаемых в городе. Акимов пригласил в труппу новых актеров, много экспериментировал с репертуаром и в итоге добился популярности. В 1940-х в этом театре состоялись премьеры постановок «Тень» и «Дракон» по одноименным пьесам Евгения Шварца
.
Театр не перестал работать даже в блокаду. Из бывшего Елисеевского магазина он переехал в здание Большого драматического театра
— там было бомбоубежище. Спектакли в доме все равно шли. Их давали Театр музыкальной комедии и Городской (Блокадный) театр.

История одного здания. Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге Часть 2. 17.-2025-02-28_001333.jpg

А большие витрины здания на Невском проспекте в войну использовали художники. 24 июня 1941 года здесь повесили первый агитационный плакат из серии «Окна ТАСС»: «Напал гад на наш сад. Что надо? Убить гада!» Его создал художник Виктор Слыщенко, а текст придумал редактор Георгий Кофман. С тех пор витрина гастронома №1 стала главным стендом для «Окон ТАСС».
В 1941 году над плакатами работали Виктор Слыщенко, Николай Игнатьев, Моисей Ваксер, Виктор Григорьев и Петр Горбунов. Однако в блокадную зиму некоторые художники уехали в эвакуацию, другие отправились добровольцами на фронт
. Последний из оставшихся карикатуристов, Моисей Ваксер, умер в феврале 1942 года. После этого несколько месяцев над «Окнами ТАСС» работал один человек — Василий Селиванов. Он не только создавал плакаты, но и сам покупал краску и вывешивал готовые работы в витринах гастронома №1. Материалов не хватало. Часто плакаты приходилось печатать на старых обоях и газетах, а вместо красок использовать сажу. Поэтому в блокадных работах так много черного цвета. Иногда Селиванову помогали карикатуристы Борис Лео и Владимир Гальба, а в 1943 году штат «Окон ТАСС» наконец-то расширили. В него вошли художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов.
После войны Театр комедии Николая Акимова вернулся в здание на Невском проспекте. Коллектив выступает здесь и сейчас. В 2000-е его помещения отреставрировали. А на первом этаже дома торгового товарищества «Братья Елисеевы» и сегодня работает продуктовый магазин.
Автор: Анастасия Войко

источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Официально этимология производится из простого перечисления названий Сачка на разных языках . Википедия пишет. Уменьш. от сак, из праслав., от кот. в числе прочего произошли: русск. сак, укр. сак «ручная сетка», болг. сак «рыболовная сеть», сербохорв. са̏к «мешок для сена», словенск. sàk ...
Друзья , это ежедневный пост марафона #зимавместе !  Расскажите в комментариях к этой записи о постах, которые вы написали для марафона и добавили в ваш чеклист . #зимавместе ...
Просто чуток разобрал письмо этой колхозницы, оно более чем известное. А потом интерес историка-любителя толкнул поискать - что там с урожайностями и поголовьями всего подряд в Курганщине, желательно до 1953 и после? Сразу скажу - я понимаю что страну начали разваливать системно именно с ...
Его выбор пал на особу из зажиточной семьи, и на полученное приданое можно было безбедно жить. Они вон уже занялись перепрофилированием колонии общего режима в строгий. Председатель совета директоров Clabir Генри Кларк жил в Гринвиче, штат ...
Фото кликабельно до 1800х1800 Даже не помню сейчас, бывал ли я в Кремле именно в середине мая, когда все так цветет и благоухает. В общем, на днях, получил эстетическое наслаждение ...