Старое и доброе

Отношений таких вообще-то два, причём противоположных.
Технологии прогрессируют. Уже даже то, что было изобретено десять-двадцать лет назад, сейчас зачастую устарело, а уж «прошлый век» – и подавно неактуальное старьё.
С другой стороны, рядом с верой в прогресс бытует и вера в золотой век. Старое, а тем паче древнее – наследие былых времён, когда люди ещё понимали толк в вещах, делали всё качественно и обладали особой мудростью, потомкам уже недоступной.
Но вот как, по каким правилам эти две веры взаимодействуют в отдельно взятой голове – да и есть ли вообще эти правила, определяющие, кто из двоих в каждом случае выйдет победителем?
Некоторые закономерности отследить можно.
Чужое кажется более «золотым», чем своё.
Чем больше это похоже на технологию, тем больше шансов, что возобладает вера в прогресс: новое – значит лучшее. Чем больше это похоже на искусство, религию или магию, тем больше шансов, что победит вера в золотой век: древнее – значит настоящее.
Мебель, которой сорок лет – старьё. Шестьдесят – винтаж. Сто – антиквариат. Двести – музейный раритет.
Пиявки и касторка, которыми пользовали пациентов врачи конца 19 века, воспринимаются как нечто устаревшее. Индийская аюрведа, в которой не появилось ничего нового за последнюю тысячу лет – как аутентичная древняя премудрость Востока, где скрыты тайны здоровья и долголетия.
Или вот взять китайскую алхимию – а взять её просто потому, что я в последнее время активно копал именно эту тему.
Их, если кто помнит, было две, внешняя и внутренняя.
Практиковать китайскую внешнюю алхимию сейчас уже мало какой самоубийца станет. Всё-таки и сами китайцы достаточно быстро поняли, что глотать соединения ртути – не слишком здравая идея. Даже в современном сянься, где внешняя алхимия – важная часть сюжетов, мастера выплавляют свои волшебные пилюли из особых растений, а не из золота и киновари, как это было в реальности*.
* Кстати. Сейчас господствует массовое мнение, что восточная медицина ратует за лечение природными средствами, а бездуховная западная – «да там одна химия». В средние же века было наоборот – врачи Европы активно рекомендовали животные и растительные снадобья, а вот их китайские коллеги считали, что настоящее лекарство может быть только неорганическим.
Зато алхимию внутреннюю, состоящую из медитаций, визуализаций и дыхательных упражнений, многие охотно практикуют и сейчас, полагая, что некоторая польза для физического и душевного здоровья от неё всё-таки будет.
Хотя казалось бы, просто мысля последовательно, непременно придёшь к выводу: людям, которые творят такую дичь в своих «внешних» методах, следует и во «внутренних» доверять с большими оговорками.
В конце концов, схлопотать психоз от чрезмерного увлечения медитациями ничуть не сложнее, чем острое отравление от непроверенных пилюль. Да и дыхательные упражнения тоже не всегда безобидны – гуглите симптомы гипоксии и гипервентиляции, там много интересного. Вариативность концовок особенно впечатляет.
Да и в принципе внутренняя алхимия – это прежде всего религиозная практика с религиозными же целями. Если вы не разделяете даосских представлений о природе вселенной – зачем она вам нужна?
С тем же успехом можно представить атеиста, который не верит в Бога и бессмертие души, но крестился, читает молитвы, соблюдает посты и посещает богослужения – потому что верит, что это древняя оздоровительная традиция.
Хотя видал я, кажется, и таких.
|
</> |