На ясный огонь
 anairos — 03.07.2025
                                                
                        
                        
Матушкин уголёк заветный светит только добрым людям.Злому человеку светят окна ведьминой избушки...
Продолжая разговор об огне и его многогранных свойствах в мифологии.
Огонь соединяет миры. Молитвы и подношения через жертвенный огонь попадают на небо к богам и в загробный мир к предкам. Да и сами предки во многих культурах отправляются в последний путь с погребального костра.
Эта связь действует и в обратную сторону. Огонь – источник волшебной силы, позволяющей творить чудеса, а в его языках сведущим людям являются видения.
И в то же время огонь разделяет миры. Он отгоняет прочь духов, демонов и призраков, создавая круг, где есть место только человеку.
Казалось бы, ещё один пример противоположных значений одного символа. Но нет, на самом деле это одно и то же значение.
Огонь – один из образов центра мира. Он собирает вокруг себя всю структуру упорядоченного космоса, привлекает и соединяет все силы, составляющие благословлённый богами мир. А те силы, которым в этом мире места нет – нечистые, неблагие, разрушительные – отбрасывает подальше.
Но одновременно с этим у огня есть «злой близнец». Он как раз собирает к себе всё то, что настоящий, чистый огонь прогоняет.
Это пламя не греет – даже коснувшись его, ты почувствуешь лишь холод. Оно не светит – хотя его видно в любой темноте, но больше ничего оно осветить не может. Даже цвет у него холодный – бледно-зелёный или блёкло-голубой.
Его реальный прототип – разумеется, «болотные огни», холодная люминесценция гниющего дерева и газа. Но в фольклоре эти огни превращаются в мёртвое, обманное, колдовское пламя.
Настоящий, чистый огонь может привести тебя в золотое царство, где ждёт вечная жизнь. Истинные герои способны ходить туда, как к себе домой, и приносить оттуда чудесные дары-обещания – а умерев здесь, уходят в небесные чертоги навсегда.
Колдовской огонь тоже может подарить тебе бессмертие – вернее, вечное существование между жизнью и смертью. Тот, кто не живёт, и умереть не может, не так ли?
Ты лишишься имени и облика, но получишь возможность принимать любое обличье. Ты обретёшь силу, но эта сила – способность обманывать чувства и помрачать разум. Твоим домом станут ничейные земли – болота, кладбища, перекрёстки и сновидения.
Для многих такая участь – страшнейшее проклятие. Но если ты думаешь иначе – добро пожаловать к мёртвому костру.

И вот что ещё.
Макс Вебер был по большей части прав, когда писал, что «современность характеризуется всё большей расколдованностью мира».
Упорядоченный космос, в котором живёт обычный человек, в самом деле постепенно лишился почти всей магии, из него полностью исчезло чудо. Остались законы физики, работа с девяти до шести, ипотека и неизбежная смерть в конце.
Люди не перестали верить в Бога. Но его царство, которое и раньше, стараниями христианства, было «не от мира сего», окончательно удалилось на небо. Туда всё ещё надеются попасть, но живым в рай дорога заказана, а оттуда и подавно никто уже не приходит.
Люди не перестали верить в чудеса и магию. Наоборот, рациональный восемнадцатый век и технический девятнадцатый стали расцветом оккультных учений. Человек хочет не просто вырваться из душного, прозаического повседневного мира туда, где чудо всё ещё живо (эту возможность ему, как и прежде, дают волшебные истории), а принести немного чуда с собой обратно.
А с тех пор, как путь в царство небесное стал дорогой в один конец, осталось только одно место, куда ты можешь пойти.
Это сказалось в оккультизме и эзотерике – практически любая магия «расколдованного» девятнадцатого столетия в той или иной степени чёрная, как бы она сама ни называлась.
Но ещё любопытнее это сказалось в литературе.
Какие существа были для человека традиционного общества, реально верящего в магию, наилучшим воплощением её дикой, нечеловеческой и опасной стороны?
Эльфы и чудовища.
Эльфов можно называть джиннами, троллями, фэйри, ши, яо, ёкаями – как угодно, они все ведут себя одинаково. Волшебные существа, чей истинный облик страшен, но они предстают в прекрасных обличьях, когда хотят обольстить и обмануть.
В фольклоре они были, мягко скажем, недобрыми созданиями. Человеку, который с ними повстречался, сильно повезло, если удалось отделаться малой кровью.
О чудовищах и говорить нечего. Это те, кто даже и обманывать не пытается, а убивает (или как-то ещё вредит) сразу.
И какие существа стали знаменем новой литературы фэнтези – которая не с Толкина началась, но именно Толкин возвёл её на уровень «настоящего искусства»?
Правильно, эльфы и чудовища – в особенности драконы, которых можно назвать квинтэссенцией образа.
Эльфов идеализировал ещё Толкин, и даже те авторы, которые впоследствии пытались развенчать созданный им образ, всё равно оставались под его влиянием – примерно так же, как атеисты живут и действуют в обществе, пронизанном христианскими символами и смыслами.
Драконы последовали за ними. Как я уже много раз писал, они сделались богами фэнтези-мира – порой жестокими, деспотическими и требующими жертв, как и многие другие боги, но всё равно заслуживающими поклонения.
Там, где в дело вступают религия и магия, всё идёт по кругу, одни и те же процессы происходят снова и снова.
Мне кажется, и сейчас мы видим очередное повторение.
В классических мифах боги и герои, возникнув в царстве хаоса, упорядочили его и превратили в космос. В реальной истории люди «приручали» образы чудовищ и демонов, постепенно превращая их в благих богов, а их магию – в полезное подспорье в жизни.
Возможно, и новые искатели, отправляясь в царство колдовского холодного огня, найдут там новое солнце.
| 
                                         | 
                                    </> | 
            
                    Важное значение образования для развития инклюзивного спорта                
                    Вернисаж по пятницам. Не вижу, не слышу, не скажу...                
            
                    Администрация Екатеринбурга: было - стало                
                    Зачем Гомеру нос трут?                
                    дэблоиды                
                    Город золотой                
                    Вечерняя прогулка с Ваней и псом Булком                
                    Осень в Тель Авиве                
                    Куда они бежать будут, когда все закончится?                
            
            
            
