Инь, Янь и всякая дрянь

Одно – замороченная философия, основанная на трудах Лао-цзы и его последователей. Одно порождает два, два порождают тьму вещей, вот это вот всё.
Другое – национальная китайская религия. Как и все другие народные религии – прагматичная, магически ориентированная и сохранившая в себе залежи разнообразной архаики.
Разницу между ними неплохо бы понимать. Многие духовные туристы, отправляющиеся в Китай в паломничество, думают, что в даосском монастыре они будут сливаться с Изначальным. А оказывается, что основное занятие местных обитателей – регулярные ритуалы в честь различных богов и духов.
Или вот, например, Инь и Ян.
В даосской философии это взаимодополняющие стороны любого явления. Хотя Инь по большей части ассоциируется с «нехорошими» вещами вроде тьмы и холода – она так же необходима для мироздания, как и «светлый» Ян.
В китайской медицине так и вообще Инь – это защитные средства организма, а Ян – внешние болезнетворные факторы. Пока между ними царит динамическое равновесие – всё хорошо. Если Ян перевесит – иммунитет не справится, и ты заболеешь. Но если перевесит Инь, то этот же самый иммунитет, уже не встречая достойного сопротивления, начнёт бороться против собственного организма.
Но вот в народной религии и магии царит самый разнузданный и махровый дуализм.
Инь – это нижний мир, холод, тьма, смерть и болезни. «Иньские» души по, которые при жизни отвечают за животные страсти, после смерти соединяются в гуй. Гуй – крайне неприятная тварюшка, что-то среднее между бесом и злобным призраком. Если его не спровадить на тот свет заупокойными ритуалами, он причинит немало вреда живым родственникам. А если спровадить – опустится к Жёлтым Источникам, где через какое-то время исчезнет.
Ян – наоборот, всё хорошее: свет, тепло, бессмертие, святость. После смерти «янские» души хунь сливаются в дух – шэнь. Шэнь поднимается к небесам и там, некоторое время проведя в небесных чертогах, постепенно растворяется во вселенском потоке ци, соединяющем небо и землю.
Даосские заклинатели используют свет, огонь, золото и другие «янские» символы, чтобы связывать, контролировать и изгонять вредоносные и опасные силы Инь.
Медики могут говорить, что равновесие Ян и Инь необходимо для здоровья. Но кто медиков слушает, тот здоровеньким помрёт, а настоящему даосу устроиться бы так, чтобы вовсе не помирать никуда.
Для этого служит внешняя и внутренняя алхимия. С их помощью можно создать в себе «бессмертный зародыш», полностью очищенный от Инь.
Когда зародыш дозреет, он выходит из тела, превращаясь в янский дух – ян-шэнь. Это, собственно, и есть то самое бессмертие, к которому стремятся даосы. Ян-шэнь способен жить тысячи лет, по желанию становиться видимым и невидимым, подниматься на небо или опускаться в преисподнюю.
Разумеется, я излагаю сейчас лишь одну из версий. Всё-таки китайский даосизм во всех его вариантах испытал и сильное буддийское влияние. Так что в представлениях, что такое ян-шэнь, что такое его противоположность инь-шэнь и в чём заключается бессмертие, там случаются весьма значительные разночтения.
|
</> |