Благозвучное имя: Дива Арт—Деко
ida_mikhaylova — 21.09.2025
Сто лет тому назад одна молодая художница Тамара начинает выставлять свои работы на выставках — парижская публика от них в восторге, и модная теперь художница зарабатывает к тридцатилетию свой первый миллион.
Уже с самого начала двадцатых годов двадцатого
столетия быстро, практически как горячие пирожки, продавались
портреты и натюрморты кисти Тамары. Именно в Париже Тамара
встретила и художника-наставника Андре Лота. Он посвящает ученицу в
разработки нового стиля: «мягкого кубизма». Молодая ученица
подхватывает на лету этот метод и удачно вводит его в своё
творчество, — так формируется уникальный почерк модной художницы.
Арт-рынок всегда: как сейчас так и тогда; был крайне падок:
глаза завидущи, руки загребущи, — до всего необычного и
новенького. Царица Тамара вовремя и надёжно заняла
свою полочку нишу в живописи, благодаря стилю,
востребованному обществом.
А как же рождённая в Москве (чему есть доказательства) под неблагозвучным именем Мария Борисовна Гурвич-Гурская стала «Королевой модерна»? И каким образом Мария Борисовна нашла своё место под солнцем при жизни, став при этом ещё и «Иконой эпохи Джаза»?
Многократно вымараны и переписаны экстравагантной
героиней время, число и месяц с годом рождения, включая все
неблагозвучные моменты и даже место рождения исправлено с Москвы на
Варшаву: столицу Царства Польского, они же «задворки» Российской
Империи. Точно теперь уже и невозможно установить и годы колеблются
от 1894 до 1898 года рождения, одна из дат гласит, что 16 мая 1898
года. Отец: Борис Моисеевич Гурвич-Гурский, русский еврейский
адвокат, работавший в представительстве французской торговой
компании. А мать русская польская светская львица
Мальвина Деклер: дочь Бернарда и Симы Деклер; большую часть своей
жизни она прожила за границей, со своим мужем, Борисом Моисеевичем
познакомилась на европейском курорте. Свой первый портрет наша
героиня написала пастелью в десятилетнем возрасте, когда её мама,
Мальвина Деклер решила заказать портрет старшей дочери известному
местному художнику. Мария Борисовна осталась недовольна результатом
и заставила младшую сестру ей позировать. В 1911 году родители
отправили старшую дочь в Лозанну, в школу-интернат; Марии там стало
скучно, и она сказалась больной, чтобы уйти из школы. Бабушка
Клементина взяла Марию с собой в путешествие по Италии, вопросы
искусства заинтересовали девочку. В 1912 году родители Марии
развелись, и девочка проводить лето в Санкт-Петербурге у богатой
тёти Стефы. Именно в Санкт-Петербурге Мария познакомится и влюбится
в видного польского юриста с благозвучной фамилией: Тадеуша
Лемпицкого. Познакомились в 1915 году, поженились в 1916 — можно
допустить что по залёту: их дочь Мария Кристина Лемпицкая родилась
в том же году. Семья Марии Борисовны семья предложила Тадеушу
богатое приданое. И они поженились в Мальтийской капелле в
Петербурге: католическая церковь ордена Мальтийских рыцарей,
построенная Джакомо Кваренги в конце 18 века, входящая ныне в
архитектурный комплекс Воронцовского дворца.
Революции 1917 года прокатились и по этой семье: декабрьской ночью сотрудниками Чрезвычайной Комиссии был арестован Тадеуш Лемпицкий. Мария только после тяжелейших поисков, с помощью вмешавшего в расследование шведского консула, обнаружила мужа в тюрьме и смогла освободить его. Семья в полном составе, вместе с дочкой, отправились сначала в Данию, затем в Лондон и осели в Париже. Хотя и тут не обойдётся без казусов, есть данные что дочь родилась не в 1916 году, а 1919 году. Фактами и цифрами легко запутать не только обывателя, но и учёного историка или математика-физика, а вот тенденции — они не дадут сбиться с пути. Первые два года супруги в Париже жили на продажу фамильных драгоценностей. Тадеуш после всего пережитого не хотел или таки не смог найти себе работу, была потеряна воля, пристрастился к спиртному...
Средств прожиточных на семью из трёх человек катастрофически не хватало. И тут Лемпицка вспоминает о своей способности к живописи, благодаря напоминанию младшей сестры:«Сестра, ведь ты же обучалась по искусству в петроградской Императорской академии художеств, в Академии де ла Гранд Шомьер у Мориса Дени и Андре Лота». Так что совсем не от хорошей жизни Мария стала Тамарой и взялась за кисти. Первыми картинами Лемпицкой были натюрморты, портреты её дочери Кизетты и соседки. Она продала их через галерею Колетт Вейл, что позволило ей завязать отношения с Салоном Независимых, Осенним салоном и Салоном де Муа де-Трент Ан как многообещающая молодая художница.
Впервые она выставлялась в 1922 году на Осеннем салоне. В этот период картины подписывались «Лемпицки», мужской формой фамилии, не очень-то приветствовало европейское общество деловых женщин в то время.
Портрет первого мужа, Тадеуша, останется недописанным: левая кисть руки с обручальным кольцом на безымянном пальце не дописана. Супруги расстались без сожаления, развелись в 1928 году.
Демонстрация свободы поведения Тамары, легко заводившей романы не только с мужчинами, но и с женщинами, была откровенно вызывающей. Возможно всё это, — вкупе открывало модной художнице двери лучших галерей и это же обеспечивало возможность стать частью богемного Парижа. Нужные знакомства сыпались на Тамару как из рога изобилия: Пабло Пикассо, Жан Кокто и Андре Жидд. Её кисти портретировали коронованных особ и нефтяных миллионеров, светских дам. Художница в галерее заказных портретов и про себя не забывала.
Её картине «Автопортрет в зелёном Бугатти» исполняется в этом году ровно сто лет. Это первое изображение женщины за рулём автомобиля, и тут же попала на обложку немецкого модного журнала Die Dame.
Её полотна привлекли внимание американских журналистов из модных журналов.
Описание своего стиля дала сама Тамара Лемпицкая:
Я была первой женщиной, ставшей писать понятные картины, — рассказывала она своей дочери, — и в этом был источник моего успеха. Среди сотен полотен моё всегда было узнаваемо. Галереи, как правило, выставляли мои картины в лучших залах, потому что они привлекали к себе людей. Мои работы была понятны и закончены. Я огляделась и ужаснулась тому, что живописное искусство лежит в руинах. Я была возмущена банальностью, к которой скатилось искусство. Я почувствовала отвращение. Я хотела заниматься профессией, которой больше не было. Я легко обращалась с кистью. Я находилась в поисках и совершенствовала собственную технику, мастерство, простоту в исполнении и хороший вкус. Моя цель — никогда не копировать, а создать новый стиль с яркими и блестящими цветами, с новой стороны раскрыть элегантность моих моделей»
Ей пророчили будущее пианистки, а она стала эпатажной личностью, при жизни — «Дивой Арт-Деко» и на веки вечные в истории мирового искусства.
На аукционе Sotheby’s, в Нью-Йорке, в 2011 году эта картина Тамары де Лемпицка была продана за $8 482 500. В наши дни картины Тамары Борисовны продолжают расти в цене, их охотно коллекционируют, так как они считаются хорошим вложением для коллекционеров: певица Мадонна, актёр Джек Николсон, певица и актриса Барбра Стрейзанд ...
#осеньмоеймечты 3 тематическая художественная неделя
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Грегори "Грейви" Кокер. "Смерть поджидает в темноте".
Поползень
Сюткина посадили
По Чехову.
Жизнь в семье
Каникулы нестрогого режима
5 способов организовать дистанционное обучение для школьника
Прошедший шторм

