Станция СПб-Витебский-Пассажирский. И кварталы вокруг.

Это ведь целую станцию пассажирскую построили в 1903-05 годах, когда вводили в эксплуатацию новый Витебский вокзал, на месте разобранного Царскосельского, стоящего до него на этом месте много десятилетий.
Царскосельский был по сути построен как пригородный, под короткую ветку до Павловска и по всей видимости не имел большого путевого развития, парков отстоя, своей товарной станции.
А вот под суперсовременный на момент постройки Витебский вокзал, от которого в начале прошлого века зарождалось целое магистральное направление на юго-запад и на юг, до самой Одессы, все это понадобилось строить и находить в городе площадки под новые станции.
Для новой станции СПб-Витебский-Пассажирский место подобрали на юго-западной окраине Лиговки, возле улицы Боровая.
Станция с путевым развитием, парком отстоя вагонов, парком обслуживания вагонов, растянулась от Обводного канала до места где улица Боровая пересекала жд линию.
Над улицей Боровой в начале прошлого века были построены металлические клёпанные мосты, типовые и похожие на все петербургские жд мосты того периода - они прекрасно служат до сих пор. Рядом с этими мостами находится платформа электрички "Боровая".
Сохранились на этой станции некоторые постройки депо и очень красивая водонапорная башня, которая является памятником архитектуры.
Кстати кто не знает - это именно сюда отгоняют вагоны всех поездов, которые прибыли на Витебский.
Станция не электрифицирована поскольку линия на Дно чисто тепловозная. Только два пути под электрички, которые проходят по западной стороне станции под контактной сетью.
Не стало Витебское (южное) направление от Ленинграда, даже в середине бурного XX века настолько важным в стране, чтобы стать двухпутным и получить электрификацию. А после развала СССР надежды на это и вовсе умерли. А ведь какой вокзал наши предки под это направление построили - не пожалели денег и инженерно-архитектурного таланта. Возможно при поздней Российской империи перспективы этой линии на юг виделись иными.
Вот и стоит теперь в городе Петербурге, посреди царства тотальной электрификации чисто тепловозная станция, полностью открытая, с угольным дымком и потрясающей водонапорной башней.
С восточной стороны станцию огибает один из главных путей, проходящий прямо у улицы Боровой, по нему иногда проходят прибывающие на Витебский вокзал поезда. Сегодня он был засыпан снегом.
Еще рядом со вновь построенной станцией, в нулевые годы прошлого века, рядом с уже существующей застройкой, возводятся красивые доходные дома по улицам: Боровой, Расстанной, Прилукской а также по Лиговскому проспекту.
Это была самая удаленная от центра часть исторического района - Лиговка.
Сейчас на станции СПб-Витебский-Пассажирский грустно и почти безлюдно - всего два поезда в сутки необходимо обслужить.
А вот 30-40 лет назад тут наверняка было не протолкнуться - поездов в УССР, Белоруссию и Молдавию было очень много. Только киевских поезда была два в сутки - круглогодично, а летом иногда добавлялся еще один дополнительный. На Одессу в лучшие времена позднего СССР было два ежедневных поезда. А такие как львовский и днепропетровский, ходили до самого 2014 года.
В последние годы старая дореволюционная промзона у платформы и улицы Боровая была полностью снесена, а на ее месте построили современный ЖК "Первый квартал", который внешне ничем особенным не выделяется - очередной безликий ЖК в бывшем промышленном поясе города.
Дома эти были сданы в 2020 году. Я как раз именно туда вчера и сегодня ездил.
1. Мосты начала XX века над улицей Боровой.

2. Новый ЖК "Первый квартал". Вид из-за жд насыпи.

3.

4. Улица Рыбинская и далее - Черниговская. Направо - Киевская.

5. Платформа "Боровая". Электрификация только тут и только под электрички.

6. К Витебскому вокзалу.

7. Улица Боровая и новый ЖК.

8. Парк станции СПб-Витебский-Пассажирский.

9.

10. На юг, к станции Дно и в Белоруссию.

11. Доходный дом М. Н. Молодяшина в конце Лиговского проспекта. 1911.

12.

13.

14. Боровая.

15. Пути станции.

16. Пункт технического обслуживания вагонного участка.

17. Старое депо. Начало XX века.
Проходит один из главных путей к вокзалу, огибающий станцию с восточной стороны.

18. Цех и административный корпус.

19. "Водокачальня станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги." 1904.
Перспектива улицы Боровой.

20.

21.

22. Вагонный участок СПб-Витебский ЛВЧ-10. Резерв проводников.

23. Доходные дома И. Л. Балбашевского - Гостиница «Бристоль». Бывшая "Южная".
1911-1914 гг. - инж. И. Л. Балбашевский.

24.

25.

26.

27.

28. Доходный дом П. М. Михайлова.
1912-1913 - арх. Котов Леонид Васильевич - включен существовавший дом.
Дворовый корпус, 1903 - техник Фомичев Демьян Галактионович.

29.

30. Фасад доходного дома Михайлова на улице Боровой.

31. Институт «Гипротранссигналсвязь».

32.

33. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Епархиального братства Пресвятой Богородицы. 1897 год.

34. Прихожанами храма в то время в основном являлись рабочие.
В 30-е годы храм закрыли и обезглавили. В лоно РПЦ храм вернулся только в 2012 году.

35. Обводный канал.
Слева стоит бывший главный прядильный корпус Новой бумагопрядильной мануфактуры.

Но вернемся к новому ЖК, благодаря которому я случайно оказался в этих местах.
Крыши Лиговки из окон ЖК "Первый Квартал", который построили на месте снесенного старого дореволюционного мясокомбината, что у платформы электрички "Боровая". Это самый дальний угол исторического района Лиговка.
Внизу прямо возле нового жк, который сдали в 2020 году, стоит довольно крупная бывшая Фабрика-прачечная № 1 (Лиговские бани), построенная в 1934 году в конструктивистском стиле.
36. ЖК "Второй квартал" на Лиговском проспекте.

37. Лиговская баня-фабрика-прачечная. 1934.

38. Крыши Лиговки.

39.

40. Виден Крестовоздвиженский казачий собор у метро "Обводный канал".

41. Электричка с Витебского.

42.

43.

44.

45.

46. Здание Фабрики-бани.

47.

48. Фабрика-баня.

49.

50. Похоже на бывшее здание станции СПб-Витебский-Товарный. Станцию снесли полностью - под жилую застройку.
Она давно не нужна. На Витебском направлении есть крупная грузовая станция Шушары.

51. Вид на ЖК со стороны Лиговского проспекта.

52. Стена доходного дома Молодяшина.


54.

55.

56. Фото уже моего авторства. Ноябрь 2014 года.
Моя цитата 7-летней давности:
"И тут мы видим заброшенные промышленные постройки царских времен.
Викимапия говорит, что это Мясоперерабатывающий комбинат №2 "Самсон"."
Теперь Викимапия об этом уже молчит. Всё забыто.

57. Так место у платформы "Боровая" выглядело 7 лет назад.
Теперь тут стоит новый ЖК.

|
</> |