Стамбульские дневники. 12 апреля. Босфор — третий заплыв
nash_dvor — 05.09.2023Продолжим наше повествование, начатое здесь — Стамбульские дневники. 12 апреля. Босфор — второй заплыв.
Приплыли к мечети —
Мечеть в Стамбуле, известная как Ортакёй (Ortaköy Camii), имеет официальное название Большая мечеть Меджидие (Büyük Mecidiye Camii). Она была построена в 1853—1854 годах и расположена в районе Ортакёй в новой части города, рядом с Босфорским мостом. Внешне она величественна и красива, а ее архитектурный стиль придает ей уникальность. Мечеть имеет два минарета, которые служат архитектурным символом и становятся важными ориентирами в окрестностях. Внутри мечети можно увидеть потрясающую красоту и изысканность дизайна, а также исторические ценности, связанные с турецкой культурой и религией. Местные жители и туристы часто посещают эту мечеть, чтобы насладиться ее атмосферой и прекрасными видами на Босфор. Она является не только местом поклонения, но и важной достопримечательностью и символом Стамбула.
В 1853 году султан Абдул-Меджид I поручил армянскому архитектору Никогосу Бальяну возведение мечети в стиле османского барокко, что было выполнено в кратчайшие сроки. Строение мечети включает в себя два минарета из белых каменных плит, на каждом из которых расположен отдельный балкон (шерефе). Архитектурное решение мечети Ортакёй соответствует общему стилю мечетей, построенных в эпоху Абдул-Меджида I, и включает в себя две основные части: гарем и личные помещения султана «хункяр». Внутренняя часть мечети оформлена розовыми мозаиками, оставляя известное эстетическое впечатление. Окна мечети имеют большие размеры, что позволяет проникать внутрь помещения солнечному свету, который, взаимодействуя с водой Босфора, создаёт игру переливающихся цветов. Молитвенная ниша мечети выполнена из мрамора и украшена мозаиками, а кафедра изготовлена из порфира, создавая ощущение роскоши.
Мечеть Ортакёй является наследием исторического значения, а ее предшественником была построенная по заказу визиря Ибрагима-паши другая мечеть. Относящаяся к 1721 году постройка подверглась разрушениям во время восстания Патрона Халил.
Мечеть, возведенная на месте ранее стоявшей постройки, была заказана Абдулмецидом — султаном Османской империи. Этот исторический объект был построен на развалинах Кантемирского дворца. Проектировщиками сооружения были Гарабет Амир Балян и Никогос Бальян — отец и сын. Они создали мечеть в стиле нео-барокко, а также они занимались проектированием и других близлежащих объектов, включая дворец Долмабахче и мечеть Долмабахче.
В архитектуре мечети особую запоминающуюся особенность представляют большие окна, которые создают возможность наслаждаться панорамными видами на пролив. В течение дня они обеспечивают естественное освещение помещений, проникающее сквозь их огромные стекла. Особенно вечером можно наблюдать за великолепным зрелищем, когда в водной глади Босфора отражаются все контуры окружающей среды, словно на огромных зеркалах.
Потолочное покрытие было украшено прекрасной лепниной, что добавило изысканности и роскоши интерьеру. Цветная мозаика использовалась для облицовки молитвенной ниши, которая была построена из прочного мрамора. Внутри ниши можно наблюдать каллиграфические узоры, выполненные золотой краской на стенах. Кроме этого, стены также оформлены множеством мозаичных элементов, создавая гармоничную атмосферу. Такая же мозаичная отделка присутствует и внутри купола. Весь этот ансамбль составляет великолепное сочетание материалов и деталей, которые заслуживают пристального внимания.
Мечеть Ортакей является одной из исторически значимых достопримечательностей, которую туристам, оказавшимся в этих краях впервые, рекомендуют посещать в вечернее время. В течение этого времени, путешественники получат возможность насладиться превосходными и уникальными красками пролива, а также насладиться закатом, наблюдая его с балконов этого святого места.
Такой красивый объект посмотрели, давайте дальше мы в следующем посту сплаваем.
Мечеть Ортакей является одной из исторически значимых достопримечательностей, которую туристам, оказавшимся в этих краях впервые, рекомендуют посещать в вечернее время. В течение этого времени, путешественники получат возможность насладиться превосходными и уникальными красками пролива, а также насладиться закатом, наблюдая его с балконов этого святого места.
Заплываем под мост —
В основе мостовой магистрали лежит система, состоящая из восьми полос движения. Движение осуществляется по трем стандартным полосам, одной аварийной полосе и одной пешеходной полосе в каждом направлении. В рабочие дни утром большая часть пригородного транспорта движется на запад, в Европу, поэтому четыре полосы движения идут в этом направлении, в то время как только две полосы отведены для движения на восток. Вечером, наоборот, четыре полосы предназначены для движения на восток, а две полосы — на запад. В первые три года использования мостовой магистрали пешеходы имели возможность передвигаться по мосту с помощью лифтов, которые находятся в башнях с обеих сторон. Однако сегодня пешеходам и коммерческим транспортным средствам, таким как грузовики, запрещено использовать данный мост. Ежедневно через мост проезжает около 180 000 транспортных средств в обоих направлениях, причем около 85% составляют автомобили. Интересный факт состоит в том, что 29 декабря 1997 года через мост проехало одномиллиардное транспортное средство. Во время полной загрузки мост проседает примерно на 90 см в середине пролета. Данный мост является платным, причем плата взимается только за проезд из Европы в Азию, но не за проезд в обратном направлении.
По берегу высятся особняки — особняк Фехиме Султан и особняк Хатидже Султан:
Исторический особняк Хатидже Султан, известный как Hatice Sultan Yalısı, является знаковым примером ялы — особняка на берегу водоема. Расположенный на берегу Босфора в районе Ортакей этот великолепный особняк был назван в честь Хатидже Султан, его первоначального владельца. В настоящее время он получил новое применение как здание клуба водных видов спорта. Ранее резиденция в Дефтердарбурну (Defterdar Point) в Ортакее использовалась для разных целей. Сначала она служила детским домом, а после изгнания Османской династии во времена основания Турецкой Республики, была преобразована в начальную школу.
Про мост... Мост, являющийся главной достопримечательностью Стамбула, ежегодно становится стартовой точкой Межконтинентального Стамбульского евразийского марафона, который проводится в октябре. В рамках этого марафона автотранспортное движение по мосту полностью прекращается, предоставляя возможность участникам преодолеть его пешком. С каждым годом все больше посетителей принимают участие в "веселом забеге" и переходят мост, наслаждаясь необычными впечатлениями. Это событие становится также возможностью для организации пикников, во время которых гости могут насладиться красивым видом на окружающую местность. Так же стоит отметить, что изображение этого знакового сооружения было использовано на реверсе турецких банкнот в 1000 лир выпуска 1978-1986 годов.
15 мая 2005 года в 07:00 по местному времени известная американская теннисная звезда Винус Уильямс и ее противник, турецкая теннисистка Ипек Шеноглу, провели небольшой демонстрационный матч на мосту. Уникальность данного события заключалась в том, что этот теннисный поединок стал первым, который проходил на двух континентах. Само мероприятие было посвящено предстоящему Кубку WTA Istanbul Cup 2005 и продолжалось всего лишь пять минут. По окончании своих выступлений, обе теннисистки решили символически оставить след в истории и бросили по несколько теннисных мячей в пролив Босфор.
Вдали на другом берегу маячит военная средняя школа Кулели —
На анатолийском берегу Босфора, в стамбульском кампусе Кулели, находится учебное заведение, известное как Военная средняя школа Кулели или Школа иностранных языков Университета национальной обороны. Исторически, задачей этой школы было обучение военных офицеров и курсантов, которые планировали поступать в Военную академию Кара. Их отбор был основан на стандартах, установленных Турецкими вооруженными силами. Однако, вследствие событий, связанных с попыткой военного переворота в Турции в 2016 году, Военная средняя школа Кулели была закрыта 31 июля того же года в соответствии с Законодательным декретом по ОХАЛЕ. Сегодня здание школы служит местом проживания студентов, обучающихся в Университете национальной обороны.
В 10:30 по местному времени 17 июля 2005 года британский гонщик Формулы-1, Дэвид Култхард, осуществил необычное путешествие на своем болиде Red Bull. Он отправился со своего старта на европейской стороне моста и пересек мост на азиатскую сторону, чтобы затем повернуть и вернуться обратно на европейскую сторону. По окончании своего приключения, когда он припарковал свой автомобиль в саду Долмабахче, откуда он начал свой путь, Култхард был обнаружен автоматической системой наблюдения. Оказалось, что гонщик проехал через пункты сбора платы за проезд без оплаты, и за это на него был наложен штраф в размере 20 евро. Команда Култхарда не возражала, а согласилась заплатить эту сумму от его имени.
В ноябре 2013 года состоялся открытый турнир Turkish Airlines по гольфу 2013, в рамках которого игрок в гольф № 1 в мире Тайгер Вудс посетил мероприятие. В целях его доставки и создания эффекта шоу, спортсмен был перевезен на мост вертолетом. Впечатляя публику своими навыками и техникой игры, Вудс продемонстрировал пару показательных ударов с использованием моста. В ходе этих бросков он удачно отбивал мячи, перекидывая их с азиатской стороны на европейскую.
Какая-то тоже компания с удачным расположением — Turk Ventures Advisory Limited:
Обплываем мыс...
Оставляя позади мост...
В результате попытки государственного переворота, осуществленной группировкой турецких вооруженных сил 15 июля 2016 года, мост оказался заблокированным. Подвергнуты арестам были не только гражданские лица, но и сотрудники полиции. Кроме того, были использованы танки в наездах на транспортные средства. На следующий день солдаты, участвовавшие в этих действиях, сдались полиции и гражданским лицам. Премьер-министр Бинали Йылдырым объявил 25 июля 2016 года о переименовании моста в 15 Теммуз Шехитлер Кепрюлю (мост 15 июля мучеников).
Чайки над Босфором —
На холме — мечеть Чамлыджа:
С нашей стороны — пожарный катер у парка Джемиль Топузлу:
На другой стороне поближе наблюдаем военную среднюю школу Кулели —
Чайки... чайки... чайки...
Завиднелся мост Фатих Султан Мехмет. В 1988 году было завершено строительство Моста Султана Мехмета, известного также как Мост Фатиха Султана Мехмета Завоевателя или Второй Босфорский мост (Икинчи Кепрю). В то время он представлял собой пятый по длине пролет подвесного моста в мире.
Европейский берег Босфора с пристанями —
Неслабая линия электропередачи —
Чем-то кормятся —
Непрерывная пристань —
Вдали у второго моста видна крепость Румели —
Крепость Румелихисар, также известная как Румельская крепость или Боаз-Кесен, что в переводе с турецкого означает "перерезающая пролив, горло", представляет собой укрепленное сооружение, размещенное на европейском берегу Босфора к северу от района Бебек.
В 1453 году столицу Византии, Константинополь (ныне Стамбул), завоевал Мехмед Завоеватель, османский султан 15-го века. В честь этого события в наше время и был назван близлежащий мост. Мост является частью европейского маршрута E80 и проходит по нему Азиатское шоссе 1, Азиатское шоссе 5 и шоссе Отойол 2.
Судоходство в полном разгаре —
Вид на азиатскую часть Стамбула, мимо которой мы проплыли —
Район Бебек —
Расположенный на европейском берегу пролива Босфор в Стамбуле, Бебек (Bebek) является историческим районом, окруженным такими историческими местами, как Этиляр, Арнавуткёй и Румелихисар. Название района, Бебек, является дословным переводом с турецкого — "ребенок". Однако также существует версия, что название произошло от сокращенного Boğaz'ın Gözbebeği, что в переводе означает "зрачок Босфора" или, более литературно, "зеница ока Босфора". На берегу района расположена бухта с тем же названием.
Мост, созданный фирмами Freeman Fox & Partners и BOTEK Bosphorus Technical Consulting Corp., был вторым их проектом после успешной реализации Босфорского моста. Строительство осуществлял международный консорциум, состоящий из трех японских компаний, одной итальянской и одной турецкой компании. Завершение строительных работ произошло 3 июля 1988 года, и премьер-министр Турции Тургут Озал был выбран для открытия моста, преодолев его на своем служебном автомобиле. Стоимость этого впечатляющего сооружения составила 130 миллионов долларов США.
Удачно домик расположен —
Плывем мимо пристани Бебек...
... в бухту Бебек.
Впереди — дворец Хыдива:
Роскошная белая вилла с высокой мансардной крышей, созданная по проекту итальянского архитектора Раймондо Д’Аронко, была построена в конце XIX века на берегу Босфора к южнее Бебека. Изящная ограда вдоль берега, украшенная узорами, выполнена в стиле ар нуво. В этом сооружении прослеживаются черты модерна и северно-французской архитектуры позапрошлого века. Виллу использовала семья хедива в качестве одной из своих летних резиденций, вместе с особняками в Чубуклу и Йеникёе. Амина Ихлами, мать последнего хедива Египта Аббаса Хилми II, была инициатором постройки этого замечательного сооружения.
Официальная передача здания йалы Амины Ихлами египетскому консульству произошла в 1931 году.
Другой берег бухты Бебек —
Приближаемся к крепости Румели...
Вдали у второго моста видна крепость Румели —
Крепость Румелихисар, также известная как Румельская крепость или Боаз-Кесен, что в переводе с турецкого означает "перерезающая пролив, горло", представляет собой укрепленное сооружение, размещенное на европейском берегу Босфора к северу от района Бебек.
В 1453 году столицу Византии, Константинополь (ныне Стамбул), завоевал Мехмед Завоеватель, османский султан 15-го века. В честь этого события в наше время и был назван близлежащий мост. Мост является частью европейского маршрута E80 и проходит по нему Азиатское шоссе 1, Азиатское шоссе 5 и шоссе Отойол 2.
Судоходство в полном разгаре —
Вид на азиатскую часть Стамбула, мимо которой мы проплыли —
Район Бебек —
Расположенный на европейском берегу пролива Босфор в Стамбуле, Бебек (Bebek) является историческим районом, окруженным такими историческими местами, как Этиляр, Арнавуткёй и Румелихисар. Название района, Бебек, является дословным переводом с турецкого — "ребенок". Однако также существует версия, что название произошло от сокращенного Boğaz'ın Gözbebeği, что в переводе означает "зрачок Босфора" или, более литературно, "зеница ока Босфора". На берегу района расположена бухта с тем же названием.
Мост, созданный фирмами Freeman Fox & Partners и BOTEK Bosphorus Technical Consulting Corp., был вторым их проектом после успешной реализации Босфорского моста. Строительство осуществлял международный консорциум, состоящий из трех японских компаний, одной итальянской и одной турецкой компании. Завершение строительных работ произошло 3 июля 1988 года, и премьер-министр Турции Тургут Озал был выбран для открытия моста, преодолев его на своем служебном автомобиле. Стоимость этого впечатляющего сооружения составила 130 миллионов долларов США.
Удачно домик расположен —
Плывем мимо пристани Бебек...
... в бухту Бебек.
Впереди — дворец Хыдива:
Роскошная белая вилла с высокой мансардной крышей, созданная по проекту итальянского архитектора Раймондо Д’Аронко, была построена в конце XIX века на берегу Босфора к южнее Бебека. Изящная ограда вдоль берега, украшенная узорами, выполнена в стиле ар нуво. В этом сооружении прослеживаются черты модерна и северно-французской архитектуры позапрошлого века. Виллу использовала семья хедива в качестве одной из своих летних резиденций, вместе с особняками в Чубуклу и Йеникёе. Амина Ихлами, мать последнего хедива Египта Аббаса Хилми II, была инициатором постройки этого замечательного сооружения.
Официальная передача здания йалы Амины Их