Мода Серебряного века в сериале "Шаляпин" (2023)
nash_dvor — 30.08.2023
В честь 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина в 2023 году
на экраны вышел многосерийный сериал "Шаляпин", охватывающий 20 лет
из жизни Федора Ивановича: от сапожника и бурлака в Казани до
главного оперного голоса России.
Конец XIX и начало XX века – удивительное по красоте и изяществу
время, и, чтобы передать его на экране, необходимо было тщательно
проработать изобразительную концепцию всего проекта, найти
правильное цветовое решение, подобрать соответствующие интерьеры и
экстерьеры. Для реконструкции этого особенного периода русской
истории был приглашен заслуженный художник РФ, член Союза
художников и Союза кинематографистов Александр Загоскин.
Художник-постановщик Александр Загоскин:
Серебряный век – время модерна, архитектурных пропорций,
искусства, талантливых людей. Тогда родилось очень много гениальных
художников, поэтов. Но еще это было время назревающего ощущения
грядущей трагедии! Все это, разумеется, мы постарались отразить в
концепции создания картинки. В цветовом решении мы придерживались
холодных оттенков, близких к стилю модерн: бирюзового, сиреневого,
серого, белого и черного. Фактура, цветовые отношения, пропорции –
это было самым главным в создании атмосферы того времени.
Съемочная группа выстраивала целые кварталы для сцен фильма
Натурные съёмки картины проходили в знаковых исторических
местах Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Нижнего Новгорода.
Улицы современных мегаполисов на время окунулись в прошлое,
превратившись в променады времен Серебряного века. Уникальные
съемки проходили на площади перед Большим театром в Москве: в
соответствии с отображаемой в сериале эпохой на фасаде одной из
главных столичных достопримечательностей была отключена
иллюминация. К тому же, благодаря современным технологиям, авторам
картины удалось сделать такие кадры Большого театра, которых еще
никогда не было в кино. А в Санкт-Петербурге специально для съемок
перекрывали улицы, выстраивая целые кварталы, делая фальшфасады,
скрывая характерные приметы современности и добавляя афишные тумбы,
адресные таблички, вывески, фонари, сани и кареты, полностью
соответствующие началу ХХ века.
Кадр из сериала "Шаляпин", на улице перед театром
Кадр из сериала "Шаляпин", в театре
Съемочная группа работала также в интерьерах Большого,
Мариинского и Александрийского театров, Государственном
академическом драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской,
Музее-усадьбе Шаляпина в Москве и Доме-музее Шаляпина в
Санкт-Петербурге, Музее-усадьбе И.Е. Репина "Пенаты". Декорации
московской квартиры оперного певца были построены на
"Ленфильме".
Сериал снимался в том числе в Доме-музее Шаляпина
В работе над образом Шаляпина художник по гриму Артем Демидов
опирался, прежде всего, на портреты знаменитого артиста, написанные
Валентином Серовым, Борисом Кустодиевым, Константином Коровиным,
Ильей Репиным и другими известными художниками.
Слева направо: Валентин Серов "Портрет Ф.И. Шаляпина" 1905 г.,
Борис Кустодиев "Портрет Шаляпина" 1922 г., Константин Коровин
"Портрет Фёдора Шаляпина". 1921 г.
Воссоздавая образы реальных персонажей – официальной
супруги Шаляпина Иолы Торнаги и гражданской жены Марии Петцольд,
друзей Мамонта Дальского, Константина Коровина и других – гримеры
стремились добиться максимального сходства с их изображениями на
портретах и фотографиях.
Слева Юлия Снигирь в роли Марии Петцольд, любовницы, а затем
второй жены Фёдора Шаляпина. Справа фото Шаляпина с Марией
Петцольд
Помимо портретного грима они использовали и игровой пластический
грим, когда дело касалось перевоплощений Шаляпина в оперных
персонажей. К примеру, на создание сложного образа Дона Базилио из
"Севильского цирюльника" понадобилось 3 часа. В общей сложности для
разных героев Шаляпина было заготовлено более 20 париков.
Александр Яценко в гриме в образе художника Константина
Коровина
Всего в проекте было задействовано около 100 париков, а бород,
усов и бакенбард – в общей сложности более 200. Все костюмы для
главных персонажей проекта были сшиты на заказ, а наряды для
массовки в основном брали в аренду. Также шили много обуви – и для
основных героев, и для актеров массовых сцен.
Художник по костюмам Наталья Салтыкова:
У нас была огромная "костюмерка" для массовки! Ведь, к
примеру, в одной из сцен в Большом театре, где пел Шаляпин,
участвовало 120 человек. К тому же, наряды изысканной публики
Мариинки и Большого должны были отличаться от одежды зрителей
Казанского театра, куда ходили люди другого социального слоя… В
общем, работа костюмеров на проекте была сложная, масштабная, но
очень увлекательная. Для меня конец XIX и начало XX века –
незнакомая эпоха, было очень интересно в неё окунуться. Одежда того
времени уже близка к современной, но более изящная, изысканная.
Кадр из сериала "Шаляпин"
Шаляпин был щеголем! Это видно по его портретам. К ним мы и
обращались, чтобы уловить, как он выглядел, что любил носить.
Стремились достичь портретного сходства, чтобы зритель видел, что
наш Шаляпин максимально похож на Шаляпина настоящего.
Константин Коровин "Портрет Шаляпина" 1911 г.
Шаляпин очень любил модно и экстравагантно одеваться, обожал банты
и бабочки. И мы, конечно, все это используем в картине. У
певца было много костюмов: и для обычной, повседневной жизни, и для
его театральных персонажей. И почти все мы шили специально для
проекта, потому что рост у Александра Горбатова не стандартный –
под два метра, в аренду для него ничего не найти. Шили рубашки,
пиджаки, халаты, даже обувь. Шаляпин однажды – и это реальная
история – украл в каком-то театре, кажется Казанском, игровые
тапочки. И носил их дома. Сейчас они хранятся в музее. И мы по
музейному образцу изготовили ему точно такие же тапочки для
интерьерных сцен.
Горбатов по фактуре более сухой и худой, нежели Шаляпин, но мы
решили сильно не утолщать актера, живот ему не добавляли. Лишь
немного уплотняли борта пиджаков. На мой взгляд, Горбатов органично
смотрелся в образе Шаляпина, у меня не было ощущения, что он должен
быть больше, толще. И вообще фигура у Александра хорошая, на нем
вся одежда хорошо сидит.
Костюмы часто отшивались по фото
Горбатову осветлили волосы и сделали стрижку, какую носил
певец. Еще сделали трансформацию зоны улыбки: вставляли челюсть с
винирами, чтобы зубы были безупречными, а улыбка – сумасшедше
красивая. Немного округляли щеки, подкладывая за них подушечки с
гелевым наполнителем. И подкрашивали глаза, чтобы они были чуть
опущены. В общей сложности каждый день на грим Александра уходило
около часа.
У главного героя картины обширный гардероб – более 30 костюмов
и для жизни, и для выходов на театральную сцену: несколько рубашек,
пиджаков, брюк, два халата, а также домашние куртки, шейные банты,
галстуки, бабочки, кашне, разнообразная обувь и даже домашние
тапочки. Костюмов в картине огромное количество, потому что
кроме исторической сюжетной линии показаны фрагменты спектаклей с
участием Шаляпина. В частности, пригодились костюмы, которые
шились для сериала "Годунов"
Слева: Александр Головин "Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса
Годунова в одноименной опере М.П. Мусоргского". 1912 г.
Справа: созданный по эскизу Александра Головина костюм Федора
Шаляпина, в котором певец, вероятно, исполнял роль Бориса Годунова
в Париже в 1909 году: это был спектакль Русских сезонов Сергея
Дягилева. Сейчас костюм хранится в Лондоне, в собрании музея
Виктории и Альберта.
Александр Горбатов в главной роли в сериале "Шаляпин". Костюм
позаимствован из сериала "Годунов" (2018), где художником по
костюмам также работала Наталья Салтыкова
Самый ценный экземпляр – шуба Шаляпина из бобра со знаменитого
портрета Бориса Кустодиева, которая максимально соответствует
оригиналу. Её нашли на костюмерном складе "Мосфильма". Это довольно
древнее пальто, сейчас такие не делают: из натуральной шерсти,
ткани в мелкий рубчик, с фактурой, которая хорошо смотрится в
кадре. Мы подбили воротник и манжеты на рукавах натуральным
бобровым мехом — и получилось как на знаменитой картине.
Александр Горбатов в роли Фёдора Ивановича Шаляпина
Подбирали обувь, украшения, аксессуары: ведь снимали зимой,
весной и летом — на каждый сезон нужен был свой гардероб.
Также изготовили знаменитые перстни Шаляпина, которые он носил
на протяжении всей жизни: один с инициалами артиста, другой с
изображением старца из сердолика.
Кстати, шляпу и несколько жилеток из сериала Горбатов
договорился выкупить в личный гардероб. Чувствуется, что
вовлеченный в процесс артист проникся и образом, и атмосферой того
времени.
То, что любимые женщины Шаляпина очень разные, отражено,
разумеется, и в их нарядах, потому что костюм всегда помогает
подчеркнуть характер персонажа.
Официальная супруга Иола Торнаги – очень домашняя, светлая,
спокойная. И вся ее одежда была в светлых тонах: нежные
кружевные блузки, шерстяные юбки, перчатки, накидки – классический
костюм 19 века.
Александр Горбатов в роли Шаляпина и Мария Смольникова в роли
Иолы Торнаги
Александр Горбатов в роли Шаляпина и Мария Смольникова в роли
Иолы Торнаги
Мария Петцольд – более агрессивная женщина. В ее костюме
преобладал красный цвет, черный, броские украшения.
Юлии Снигирь, сыгравшей гражданскую жену певца, делали яркий
макияж, красные губы, холодные волны на волосах, впечатляющие
кудри. А Марии Смольниковой – легкий, светлый макияж, чтобы
подчеркнуть ее "домашность".
Александр Горбатов в роли Шаляпина и Юлия Снигирь в роли Марии
Петцольд
Владелица пивных заводов и "петербургская" супруга Шаляпина Мария
Петцольд стала одним самых ярких персонажей фильма

Кадр из сериала "Шаляпин"
Также очень эффектные платья у любовницы Мамонтова — оперной
дивы Татьяны Любатович (Ирина Пегова) и у актрисы Татьяны Репиной
(Екатерина Шпица)
Слева: Константин Коровин "Портрет артистки Татьяны Спиридоновны
Любатович" 1880 г.. Справа: Т.С. Любатович
Ирине Пеговой, исполнившей роль оперной дивы Татьяны
Любатович, у которой Шаляпин снимал дачу, делали крупные локоны,
темные глаза, перья в прическах, повязки, камни, бриллианты, жемчуг
– придавали черты дорогой женщины!
Ирина Пегова в роли оперной певицы Татьяны Любатович
Кадр из сериала "Шаляпин"
Катерина Шпица в образе актрисы Самарского театра Татьяны
Репиной
В общем, образ каждого персонажа в сериале был сродни созданию
произведения искусства, в которое мы вложили много сил и
эмоций.
Отсюда Отсюда