Стальная саламандра
vikond65 — 18.10.2025

Из предыдущих заметок у вас могло создаться впечатление, что в годы Первой мировой бронированными штурмовиками увлекались исключительно немцы. Однако, это не так. Англичане, после встречи не поле боя с германскими самолетами класса "J", от которых как горох отскакивали пули, решили, что неплохо было бы самим обзавестись подобной техникой. Но их подход к проблеме был совсем иным.
Уж не знаю, почему, но они не сделали подобно немцам ставку на относительно большие и тяжелые штурмовики, построенные на базе двухместных разведчиков, а предпочли легкие, скоростные и маневренные машины, переделанные из одноместных истребителей и способные не только бить по наземным целям, но и вести активный воздушный бой. Идея была неплохая, но посетила она британцев слишком поздно, чтобы английские бронированные штурмовики успели принять участие в боевых действиях.
Первый и единственный английский серийный бронированный штурмовик Сопвич TF.2 "Саламандра" (аббревиатура TF расшифроввалась как Trench Fighter — "траншейный истребитель") впервые поднялся в воздух в конце апреля 1918 года. Он был сделан на базе цельнодеревянного истребителя Сопвич "Снайп", оснащенного бронекорпусом, защищавшим кабину пилота, патронные коробки двух синхропулеметов и бензобак.
Ротативный двигатель "Бентли" находился вне бронекорпуса, поскольку англичане решили, что мотор воздушного охлаждения сам по себе малоуязвим для вражеских пуль, а потому в бронезащите не нуждается. Кстати, аналогично рассуждали в КБ Ильюшина, создавая через 23 года вариант штурмовика Ил-2 со звездообразным мотором М-82, который тоже не был бронирован.
Но за счет "оголения" двигателя, пилота "Саламандры" забронировали на совесть. С бортов его прикрывали 6-миллиметровые бронеплиты, спереди — 8-миллиметровая, снизу — 11-миллиметровая, а сзади — две разнесенные бронепластины общей толщиной 17 миллиметров! Таким образом, блиндирование кабины TF.2 значительно превосходило не только бронирование всех немецких штурмовиков времен Первой мировой, но даже Ил-2, появившегося спустя более 20 лет!!
Бронекороб "Саламандры" массой 275 кг гарантировал стопроцентную защиту летчика не только от обычых, но и от бронебойных пуль винтовочного калибра. При этом самолет, весивший 1140 кг (почти вдвое меньше немецких бронированных штурмовиков) благодаря довольно мощному 230-сильному мотору развивал скорость 200 км/ч и обладал достаточно высокой маневренностью, чтобы вести на равных воздушные бои с германскими истребителями.
При этом он имел поистине огромный боекомплект — по 1000 патронов на пулемет, а дополнительно мог нести под фюзеляжем четыре 10-килограммовые или одну 50-килограммовую бомбу.
Но всё это великолепие англичане не успели испытать в боях, поскольку к моменту окончания Первой мировой войны они смогли построить всего 37 "Саламандр" из 1400 заказанных, а на фронт поступили лишь две машины. После окончания боевых действий заказ резко сократили до 500 экземпляров, так как применять новейшие штурмовики теперь было просто негде, да и незачем. Использование их в колониальных войнах против "папуасов" сочли нерациональным
Но и из этих 500 (точнее — 497) штук большинство сразу с заводов отправили на базы хранения, а в середине 1920-х годов — списали на слом. И больше в западной Европе штурмовиков с бронекорпусами не строили.

Фюзеляж прототипа "Саламандры" в сборочном цехе.

Передняя часть фюзеляжа "Саламандры" без наружной обшивки и капотов, а справа — ее бронекоробка.

Бронекорпус с органами управления (ручка и педали) и кронштейнами для пулеметов.

Интерьер кабины в сборе с установленными пулеметами, пилотским сиденьем, бензобаком, и патронными ящиками. Справа — передняя часть самолета без крыльев.


Серийные "Саламандры" с разной формой вертикального оперения.

Стандартные окраски строевых "Саламандр".

"Саламандра" в экспериментальном четырехцветном камуфляже французского типа.
|
|
</> |
Хирургические центры в Москве
Прерванная ночь
ЯКОПО БАССАНО. МУЧЕНИЧЕСТВО СВ.ЕКАТЕРИНЫ. ОК.1540
Россия — великая держава, или Цитата дня
Сегодня праздник у ребят, сегодня будут танцы
Про батат
Юбиляр дня Лариса Рубальская
«Блат» в СССР как предтеча капитализма. 10 карикатур Льва Самойлова
Пролёт под мостом

