
Сталинские репрессии в Монголии. Судьба последней жены последнего Хана


А может быть, и гены кровожадного старого предка Тэмуджина-Чингис-хана сыграли свою роль.
Кстати, а вы знаете друзья, что практически все империи, когда-либо оккупировавшие чужие земли, пытались как-то и чем-то компенсировать завоеванным народам доставленные неудобства, и только империя Великих Моголов ни одному из завоеванных народов абсолютно ничего не дала. Впрочем, Бог наказал монголов за это… катастрофическим демографическим кризисом. Вероятно, причины его кроются в том, что монголы слишком много захапали и подавились. Точно не помню, то ли у Яна «К последнему морю», то ли у Калашникова в «Жестоком веке» описывается этот сюжет, когда хан стоит на холме и думает о том, что победа над миром была пирровой, поскольку монгольский народ растворился в среде других народов, смешавшись (ассимилировавшись) с ними.
Именно с конца Монгольской империи и начался конец монгольской нации, которая гигантскими скачками катилась к своему закату. И к 1935 году монголов в стране осталось 738 000 человек. Вот в эти-то лихие 1930-е годы и бушевали в стране нешуточные репрессии, в ходе которых было уничтожено порядка 30000 монголов (чиновников, религиозных деятелей, просто граждан и членов их семей).
Казалось бы, что такое 30000? Я не зря привел выше цифру всего монгольского населения. В процентном отношении – это 5% коренного населения страны (более 120000 китайцев сразу убираем из общей статистики). Для сравнения, 5% населения тогдашнего Советского Союза составляли 7500000 человек, так что по степени выискивания и уничтожения врагов народа монгольские коммунисты дали фору самому Иосифу Виссарионычу, ибо он до 5% -ного «рекорда» не дошел.
Каждая 500-я жертва в колоде репрессированных – женщина. Среди них нашла свое забвение и последняя «хатум» (жена) последнего монгольского Хана. Богдо-Хан был не самым плохим правителем и главой монгольского буддизма. Его путь был направлен на реформаторство как в экономике, так и в политике. Благодаря Восьмому Богдо-Хану, в общественно-политическую жизнь государства были внедрены важные законы, построены заводы и фабрики, открыты школы и больницы, проведен телеграф, появилось радио. Наверное, это стало первой попыткой монголов к оседлой жизни.
Очередной светской реформой Восьмого Богдо-Хана стало его разрешение самому себе, как первому религиозному лицу страны, жениться, чего ранее никак не было предусмотрено.

Семья правителя усыновила нескольких детей из многодетных семей, которым трудно было поднимать многочисленное поколение. Через 20 лет брака «Белая Тара» (жена) скончалась, и на ее место пришла избранная из 15-ти подходящих по году рождения с ханом девушка, получившая после замужества имя Гэнэнпил.

Она родила хану троих детей, потомки которых до сих пор живут в аймаке Хэнтий.
Несмотря на то, что со смертью главного конкурента коммунистов Богдо-Хана в 1924 году, угроза их власти полностью миновала, однако, члены семьи могли стать весьма популярными среди определенных групп населения, тем более, что идея превратить Монголию в часть мирового пролетариата нравилась далеко не всем коренным жителям, а потомки «царской семьи» могли стать флагом нового освободительного движения.
Первая попытка уничтожить наследницу «старой Монголии» пришлась на 1932 год, однако, завершилась неудачей. Тогдашний премьер-министр страны смог защитить Гэнэнпил, к сожалению, ненадолго.
21 сентября 1938 года женщина была арестована, как «враг народа» за содействие японцам в подготовке в Монголии военного переворота. Обвинения в ее адрес были традиционны: финансирование терроризма, организация террористической организации, слив стратегических данных японской разведке.
После трех недель пыток в застенках монгольского НКВД из Гэнэнпил было выбито кровавое признание. Истерзанная женщина даже не могла сама расписаться на этом признании; монгольским палачам пришлось мочить ее палец в чернилах и прикладывать к протоколу допроса.
Ну а потом, решением «тройки», председателем которой был тогдашний министр Чойбалсан (имя его до сих пор носит один из монгольских городов),

был вынесен обвинительный приговор, и последняя живая богиня монгольской истории и культуры отправилась в мир предков со свинцовым сувениром в затылке.
Спустя 52 года, Верховным судом Монголии доброе имя ни в чем не повинной Гэнэнпил было восстановлено. Впрочем, а какое это уже имело значение?
Вот и все на сегодня.
https://dzen.ru/a/ZYYzCJVQmy2Eh_IU
|
</> |