
США: Вверх по гранитной горе.


Вы могли не заметить, но она уже здесь.
По моему скоромному экспертному мнению во всём заповеднике дикой природы альпийских озёр штата Вашингтон, озёра Так и Робин – самые красивые. Не хуже них, может, только озёра и водопады долины реки Фосс (где я уже бывал два раза: раз и два). Но Так и Робин пока выигрывают, так как это мой третий раз на этих озёрах (первый и второй были в 2010-ом). И не надо мне говорить, что Зачарованные озёра ещё лучше. Там мне, наоборот, хватило одного раза. Зачарованные озёра на мой взгляд слишком полны людей и слишком близки к сухой восточной стороне гор. Солнечными днями с вершин у Зачарованных озёр видна пустыня, а путь к ним лежит через лес покорёженный вырубкой, болезнями и регулярными пожарами. Совсем другое дело озёра Так и Робин. Я люблю их за густой тёмный влажный лес на подходе, за их камерность и малый размер. Я бы и чаще ездил, но уж больно далеко. Даже не физически, как летит птица от моего дома до них всего 40 миль, но беда в том, что я не птица. Дорога сначала долго ведёт в объезд через перевал, а потом всего 15 миль по не асфальтированной дороге занимают ещё более часа – колдобины и дыры в этой дороге совершенно жуткие, плюс приходится переезжать вброд несколько неглубоких рек. На моём Приусе это получается, но страшно. И того туда обратно: более 6 часов пути. Плюс ещё 12.5 часов пешком в гору (это, конечно, включая общение с козами). Один день получается долгим.
Но, я уверен, оно того стоит.
Озёра Так и Робин – самый плохо хранимый секрет заповедника. В 70-ых годах федеральное правительство решило, что в целях защиты природы хорошо бы выгнать туристов. По их просьбе описание маршрута было исключено из всех современных путеводителей, а сама тропа стёрта с карт. Именно поэтому, кстати, вы не найдете описание «как пройти» к этой тропе на самом популярном местном сетевом ресурсе - http://www.wta.org/. Тропу официально перестали поддерживать уже 40 лет как, да и дорогу к ней, похоже, тоже. Что, конечно, совершенно не помешало узнать об этих озёрах даже такому иностранцу, как я.
В субботу была прекрасная погода, наконец-то совершенно не жарко, в первый раз за долгое время пришлось напялить шерстяной свитер и куртку. Белые тучи сменялись редким солнцем, солнце – чёрными тучами и мелким дождём с градом.
Сначала долго идти по очень густому тёмному лесу. Первый вид открывается с болота у озёра Hyas на Cathedral Rock.


Да и само озеро Hyas большой частью скорее не озеро, а болото.

Над ним парит гора Daniel (2420 метров), самая высокая гора в заповедной зоне. Всего 30 лет назад она ещё была покрыта огромными живыми ледниками. Сейчас все ледники уже умерли и от них остались только снежные поля. Предположительно следующее поколение людей уже не увидит снега на этих вершинах летом вообще.

Ледник Hyas.

Но забудем про редкие виды, мне и без них в лесу не скучно. Совсем наоборот. Тропу пересекают десятки ручейков.

Вокруг какой-то самый большой урожай голубики (blueberry) и huckleberry (википедия не знает русского слова для такой ягоды), который я когда-либо видел. Весь подлесок зарос этими двумя ягодами.


Смотрим на дерево – на дереве – бурундук. И это хорошая примета, потому что в жизни большинство хорошего начинается с бурундуков.

Стоит немного отвернуться от бурундука на дереве и посмотреть вниз со скалы, как легко увидеть семейство горных коз. Вот они (на камне над озёрами Hyas). С козами меня всегда мучает страшная дилемма. С одной стороны, как и с каждым зверем, хочется сфотографировать их поближе, портретом. С другой стороны, как же передать с ними и красоту пейзажа, который является их домом?

Впрочем, мучиться выбором долго не получится, потому как козы идут ко мне, а ходят они по горам очень и очень быстро.
Сначала мама.


Потом сынишка.

И следом папа.

Вся семья красавцы.


Вид сверху на озера Hyas.

Но папа, конечно, прекрасней всех. На июльских фото снежные козы обычно получаются облезлыми, поскольку линяют по весне. А вот сейчас уже полная зимняя шубка готова. И пушистость, и белый чистый цвет, и бородка – всё на папаше выше всяких похвал.



Уроки марша.

Улеглись и решили отдохнуть.


http://youtu.be/Spg4BpAkZiw
Мама, конечно, тоже красавица, но характер, должен отметить, – стервозный. Сыночек хочет ластиться, а она как камень стоит и всё на меня смотрит.

Или вот, хочу подойти к сынишке, но стоит подойти ближе пары метров, как мама сразу опускает голову с рогами вниз и начинает громко топать на меня передними лапами, как кавалерийский конь. Ну что за безобразие?

На топот по камням вылезает золотистый суслик, хочет посмотреть, что за гам.


Я к нему, надо же сделать портрет суслика, но он сидит близко к сыну, а мама там меня не хочет видеть.

Думаете это конец истории? И не надейтесь. Увидев суслика с соседнего дерева срывается молодой краснохвостый канюк (это не я такой умный, это мне ведущий орнитолог




И начинает кружить над нами, но боится подлететь к суслику, поскольку я близко.






Канонический набор зверей был бы не полон, если бы в этот момент не крикнули бы рядом пищуха или седой сурок, что, как и следовало ожидать, сразу и произошло. Вот она, на камнях, пищуха. Её имя в английском языке, кстати, заимствовано из русского, но с русским именем не совпадает. Здесь этого зверя зовут pika, от глагола «пикать», чем она весь день и занимается.

От этого резкого громкого писка пугается ребёнок козы. Настоящая мексиканская перестрелка.
Озеро Так.


Лужа Так.


В озёрах Робин вода синяя-синяя. И рядом ещё один скромный снежный коз.















У большого озера Робин их снова целое семейство (другое, чем в первый раз) – мама снежная коза, ребёночек снежная коза и папаша снежная коза.




У большого озера Робин много цветов и плавают рыбки. Радужную форель сюда запустили люди, от чего, увы, страдает местная лягушка. В связи с потеплением в горах остаётся все меньше перманентных луж, а большие озёра опасны лягушкам, так как форель их может скушать.

Ещё один золотистый суслик вылез.

Арбузный снег (таким его делают водоросли вида Chlamydomonas nivalis).

Каменюки прямо по курсу – вершина Гранитной горы (2153 метра).






Снова гора Daniel.




Эти озёра названия официального на картах не имеют, скорее всего появились всего несколько лет назад.



А вот озеро с островом называется Klonaqua. Официальная тропа на него сейчас закрыта из-за идущего лесного пожара, который можно увидеть на склоне справа от озера.


Ещё одна (почему-то ещё линяющая снежная коза).




Кстати, хотя снежные козы никогда не были одомашнены, индейцы часто использовали их шерсть в одежде, просто собирая клочки шерсти по кустам после линьки. Ах, если бы я умел вязать! А то вот собрать мешок шерсти коз ходя по их тропам у меня нет проблем совершенно.

Множество панорамных снимков (в качестве исключения по ссылке под панорамой открывается огромнейший файл в котором можно рассмотреть все детали).











А там и закат приближается.


И красные листочки.


И традиционный мухомор.

А потом и ночь.
Кстати, и у меня на участке, только-только я

На орешнике который растёт у меня на переднем дворе поспели орехи, которых мне в этом году досталось аж два (в прошлом году не досталось ни одного). В награду за эту небывалую щедрость моя белка получила 10 килограмм свежего очищенного фундука из магазина, пусть радуется.

Потому что осень уже здесь. Надо делать запасы и ждать снег.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
</> |
