Справка

топ 100 блогов likushin11.04.2024 «Шемякин суд»…
«...заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф. Задубским, А. Осиповым (или А. Олениным), П. Свиньиным и новейшими издателями Никольского рынка. Все описательные приемы повести, отчасти моральные, обнаруживают позднюю переработку древней легенды на почве сказочных мотивов.
Традиционные братья, богатый и убогий, ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Так как богатый не дал хомута, то бедный должен был привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идет в город с жалобой на брата к судье Шемяке. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье. Во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого сын вез, очевидно, по льду в баню. Потерпевший также идет к судье с жалобой. Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завернутый в платок. Судья уверен, что это "посул", и решает все три дела очень своеобразно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у нее не вырастет хвост; поп отдает свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребенок, а третий истец может отомстить бедняку таким же точно способом, которым последний убил его отца. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени, но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного. Этим повесть не оканчивается. Судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для "ушибленья" судьи в случае обвинительного приговора, - благодарит Бога за спасение жизни. Таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка…».
«...на Ш. суд смотрели как на вполне самобытное, очень древнее произведение русской сатиры, и ставили ее в связь с общим взглядом русских людей на печальное состояние судопроизводства, объясняли такими пословицами, как "с подьячим водись, а камень за пазухой держи", и комментировали даже некоторыми статьями "Уложения" Алексея Михайловича и "Сказаниями иностранцев о России XVII в.". Такой метод исследования оказался неудачным. В данном случае особенно интриговало историческое имя известного галицкого князя Дмитрия Шемяки, варварски ослепившего Василия Темного. Сахаров приводил даже слова какого-то русского хронографа, соединившего поговорку с историческим событием: "от сего убо времени в велицей России на всякого судию и восхитника в укоризнах прозвася Шемякин суд". В том же духе распространил это наблюдение старинного русского книжника и Карамзин: "не имея на совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самих гражданских делах, попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Ш., доныне употребительной". То же самое повторяют Соловьев и Бестужев-Рюмин. Александр Николаевич Веселовский первый указал на случайное применение восточного имени Шемяки к исторической личности галицкого князя XV в. ("История литературы" Галахова, т. I, 433). С другой стороны, ученых занимала случайная победа вечной правды над людской кривдой, проведенная в повести, правда, с оттенком некоторой иронии. Буслаев не сомневался в русском ее происхождении и удивлялся только тому, что тип судьи Шемяки, из мудрого и справедливого (библейский Соломон), принял противоположный оттенок, и вместо рассказа с нравственной идеей повесть о Ш. суде снизошла до шутливой пародии, несмотря на ранние, восточные первообразы. Он думал, что прибавления к повести выразились в сатирических выходках против кривосуда и подкупа посулами, как явлений более позднего времени, т. е. сказание превратилось в обыкновенную сатиру на русских подьячих ("Историческая Хрестоматия", 1443). Сухомлинов объяснял это кажущееся противопоставление различными началами, из которых постепенно слагалась версия о Шемяке, а в падении морали видит влияние семитических легенд о четырех содомских судьях - "Обманщике", "Разобманщике", "Поддельщике" и "Кривосуде". Подобно еврейским легендам, и в русской повести серьезное перемешивается с забавным; поэтому "излюбленные идеи народной словесности о победе правды над кривдой, о спасении несчастного от злобы сильных мира сливаются с чертами из сказания о судах, распространенного у индоевропейских и семитических народов" ("Сборник", X, 28). Не следует забывать, что в Ш. суде судья оправдывает бедняка, совершившего в сущности невольные преступления, и этим спасает его от мести людей, нравственно виноватых, благодаря чему сатира на взяточничество не потеряла назидательного назначения…»
Текст снялся криво, как кривы и суд, и справедливость. Перебивать не стал, прошу великодушно извинить. Ну да кто восхощет, тот прочтёт, а с тем ещё и в легенду Галицкого озера, глядишь да залезет. Персонажем нового времени.
***
На полях (нотабень): «ВЗРОСЛЕНИЕ, эта череда несчастий и кризисов, погребающая ребенка, вызывает у его родителей ощущение мучительного “дежа вю” приправленного горечью от собственного бессилия. Они узнают переживаемое ребенком, хотят помочь, но замирают: от этого нет защиты, от этого не надо защищать, это необходимо – и словно парализованные кошмарным мороком, безвольно, со стороны, следят они за разворачивающейся драмой... НАШИ РОДИТЕЛИ – последнее поколение умеющее улыбаться, не копируя при этом рекламу. НЕСЧАСТНЫМ просто хочется сотворить нечто выходящее за рамки их тупой и бесцельной жизни – но им даже в голову не приходит, что за этими «рамками» возможны не только гадости в стиле Кроули, но и добро» («Неуспех». Кировчанин).
«Потому что торжествующая реальность – страшная штука». (Сергей Валиков – Справка sol_ko , книжка «Просто так»).

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
10.04.2024 стыРЕНО​*
10.04.2024 БИоGRAFFiTi
10.04.2024 оД-До
06.04.2024 тоЛИКИ
06.04.2024 ДРЕВляНЕ
06.04.2024 блаГО-вЕСТ
05.04.2024 ​***
05.04.2024 НЕдоГАД
04.04.2024 заЖИВО
Архив записей в блогах:
Во-первых, за последние 20 лет уже три-четыре раза были обострения такой же степени, которые ни до какой войны не довели. Все устали кричать "Волки!", хотя, правда, любителям сравнивать количество танчиков при каждом обострении между любыми странами эта забава не надоедает. Во-вторых, ...
Т.к. на просторах инета много сумасшедших я сразу оговорюсь, что пост не о том, что надо кушать зерно, плодиться, и везде устраивать пашни, и влиять на рождаемость. Пост не о том хорошо это или плохо для России. Пост о том, что планета Земля это такой замкнутый террариум в котором ...
Повторю, что война с Россией превратилась для ЕС и США в фактор внутренней политики. Война с Россией позволяет а) Объяснить электорату, почему он будет жить хуже б) Объявить военное положение и заткнуть рот оппозиции в) Вообще отменить выборы и законсервировать, таким образом правящую ...
Японская иллюстрированная карта Европы 1924 года. Увеличьте карту Reddit P0rn . Подписывайтесь на мой канал в Telegram! - https://t.me/Isylz1 ...
Просматривая информацию о Ливии, Сирии и событиях на Ближнем и Среднем Востоке, неизбежно выделяешь круг авторов, которые так или иначе, но регулярно пишут на эти темы. Один из таких авторов - политобозреватель "МК" Михаил Ростовский . Прямо скажу ...