
Спой гамму в до-диез мажоре и вызови демона


Есть мнение, что одна из основных сложностей, связанных с обучением музыке, заключается в том, что нот слишком мало. Ну вот смотрите: возьмём одну октаву - до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Пока всё в порядке. Теперь вспомним, что помимо белых клавиш есть ещё и чёрные, а значит, нам придётся добавить диезы: до#, ре#, фа#, соль# и ля#. Или, например, пусть это будут бемоли: сиb, ляb, сольb, миb и реb. Вот тут-то, Хьюстон, у нас и начинаются проблемы.
При разучивании партий в школе часто используют сольфеджирование, это значит - нужно петь партию, называя каждую ноту.
Проблема первая: у всех чёрных клавиш моментально получаются громоздкие названия. Попробуйте в быстром темпе произнести "си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез" - прочувствуете.
Проблема вторая: при сольфеджировании считается вполне нормальным опускать эти самые диезы и бемоли. Получаем: ученик уже твёрдо знает, как звучит нота до, но там, где по тексту до# - он тоже должен сказать до! И какая из этих до правильная? Конфликт данных приближается стремительным домкратом.
Проблема третья. Ту же до-диез можно смело назвать ре-бемоль, и это может быть неправильно с точки зрения теории - но звучание отобразит совершенно верно. Таким образом, получается, что с точки зрения звучания в одной октаве только 7 нот имеют точные названия (вроде бы), а по поводу остальных ещё подумать надо - можно и так назвать, и эдак. Хотя и с белыми клавишами не всё хорошо и просто: в некоторых тональностях встречается, например, нота ми# (белая клавиша), которая на самом деле фа (тоже белая клавиша)! А фа может быть с бемолем и звучать как ми, а если к ноте до приделать не обычный диез, а двойной (дубль-диез, редко, но встречается) - получим до-дубль-диез, которая на самом деле ре - и вот он, долгожданный взрыв мозга. Бабах!!!
В принципе, вся эта китайская грамота уничтожается элементарно: есть, например, Белецкий и его методика "Хроморяд". По этой методике в процессе обучения вводятся дополнительные ноты вместо диезов и бемолей, и вуаля - у каждой без исключения ноты собственное односложное название, конфликты данных устранены, освоение сольфеджио и постановка слуха упрощается до неприличия.
Было бы желание!
|
</> |
