Спортивная эстетика фильма "Вратарь" (1936)
selyanka1 — 08.08.2024
В 1920-1930-х годах, в жестокую и солнечную эпоху, именуемую
Interbellum (время между войнами) , существовал культ спорта и
культ тела. При этом в СССР физическая культура и заботы о фигуре
подразумевали …коллективизм. То есть человек тренируется не сам по
себе и не ради себя лично, а для пользы всего общества. В спорте
важно "чувство локтя", а не персональный успех. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что на первый план вышли командные игры,
особенно популярен был футбол
Александр Дейнека пишет своего "Вратаря" - одну из своих
наиболее эффектных картин.
Александр Дейнека. "Вратарь", 1934. Третьяковская галерея,
Москва.
Появилось много скульптурных групп, изображающих игру в футбол – их
было едва ли не больше "девушек с вёслами" и Дискоболов,
скопированных для каждого парка или стадиона.
Скульптурные группы в разных городах СССР.
Футболисты сделались такими же популярными персонами, как,
допустим, лётчики. Кроме того, спортсмен рассматривался, как
потенциальный воин – отсюда значки ГТО (Готов к труду и обороне) и
парады физкультурников (парад – традиционный военный смотр).
Кстати, сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что
обусловило массовое распространение в стране спортивного
костюма
Барельефы с футболистами в московском метро.
Фильм "Вратарь", снятый в 1936 году по сценарию Льва
Кассиля, был первым полнометражным фильмом, снятым о спорте.
Фильмом знаковым, открывшим новый отдельный кинематографический
жанр и ставшим своего рода трафаретом и шаблоном для будущих
спортивных кинокартин
У главного героя очень говорящие имя и фамилия
Имя Антон восходит к древнеримскому родовому имени Антониев и
на древнегреческом означает "вступающий в бой",
"противостоящий"
Фамилия Кандидов - от древнеримского имени Кандид,
означающего "белый", "чистый"
Слева кадр из фильма "Вратарь", справа Тиберий в тоге
Более того, в фильме есть эпизод, в котором халат на главном герое
надет наподобие римской тоги, а сам главный герой в такой
стилизованной тоге предстает в классической позе Тогатуса. При
этом его одежда белая - "кандидовская"
Тогатус ( togatus) по-латински означает"одетый в тогу, тогоносец",
и это самоназвание римлян, поскольку тога была национальной одеждой
и атрибутом полноправного римского гражданина, а ее ношение
являлось обозначением социального статуса свободного человека и
гражданина.
Григорий Плужник — Антон Кандидов, вратарь. Кадр из фильма
"Вратарь". Художники П Якимов и В Калягин
Идеальная судьба – эталонная внешность. Все привлекательные
мужчины 1930-х – белокуры, а брюнетов Леонида Утёсова и Марка
Бернеса красили в цвет блонд для съёмок в кино.
Девушка Настя – муза футболистов, разумеется, тоже блондинка с
ярким ртом, тоненько выщипанными бровями и тренированной
фигурой.

Людмила Глазова - Анастасия Вальяжная,
конструктор Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П
Якимов и В Калягин Популярными узорами 30-х были
горошек, цветочек, полоски и геометрические фигуры. Символом
женской моды 1930 х можно назвать платье из крепдешина в мелкий
цветочек
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин
Кандидов проходит испытание славой, делает всякие глупости,
заносится, рвёт отношения с командой и девушкой, …возвращается,
чтобы выиграть у иностранных профи – этаких
англо-американ-монстров.
Очень интересно и даже в наших нынешних условиях знаково показано,
как успешно разрешенный внутренний конфликт героя позволяет сюжету
перейти на уровень международного противостояния.
Версии от Ленфильма о том, кто / какой вратарь явился прототипом
Антона Кандидова, можно прочитать вот здесь
О прототипе главного героя фильма
«Вратарь»
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин
Как известно, после Октябрьской революции Советский Союз разорвал
контакты с Международным Олимпийским Комитетом (МОК) и до окончания
Второй мировой войны практически не взаимодействовал с
международными спортивными федерациями. Встречи советских
спортсменов с иностранными соперниками были возможны в основном под
эгидой созданного по инициативе СССР Красного спортивного
Интернационала (КСИ) и входящих в него рабочих спортивных союзов и
клубов.
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин
Тем не менее, созданный в фильме "Вратарь" образ
команды-соперника отсылает совсем не к матчам против дружественных
рабочих команд и товарищеским играм, а к глобальному
идеологическому противостоянию с западным миром.
Соперники, в отличие от советских футболистов-любителей,
конечно же, профессионалы в спорте, отличаются элементами нечестной
игры и неспортивного поведения.
Матч, который по законам жанра держит зрителя в напряжении до
самой последней минуты, превращается в защиту советской спортивной
чести, причем некоторые исследователи справедливо видят в этом
футбольном противостоянии с защитой ворот советской команды
параллели с защитой государственных границ
"Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идёт!" - в этой песне лучшим образом явлены все
приоритеты времени.
Вратарь = защитник государственной границы.
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин.
Черное трико западной команды отсылает, конечно, к вестиментарному
коду фашизма, однако является одновременно и пародией на придворных
пажей позднего Средневековья. Буйвол как символ намекает и на
корриду, то есть на архаичный пережиток западного общества,
вскрывая его насильственную сущность.
Над эмблемой клуба "Черные буйволы" художник картины поработал на
совесть. Голова буйвола на черных футболках выглядит брутально, а
диагональная штриховка на челке буйвола делает его похожим на
Гитлера.
В Голливуде это была бы сага об Антоне, а здесь –
повествование о ребятах с завода "Гидраэр", о команде и
взаимовыручке. О том, что если надо, то каждый из этих ребят
встанет в строй. Забавно и почти беззлобно показан фэтшейминг
по-советски (насмешки над толстым) – толстый инженер
Толя Карасик не чувствует себя полноценным хомо-сапиенсом, пока не
становится частью футбольной братии. При этом любой молодой инженер
в 1930-х – это индустриальная элита, ибо он воплощал в жизнь
современные знания и являлся "продуктом" советского высшего
образования.

Анатолий Горюнов — инженер Анатолий Осипович Карасик. Кадр из
фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин
Крылатые фразы:
"Я лично ничего смешного на горизонте не
наблюдаю",
"Вы ещё под стол пешком ходили,а я уже играл за сборную
"Пищевиков" - "Ты за сборную? - В третьей команде запасным
стоял"

Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов
и В Калягин
Тогда массово увольняли старорежимных спецов и выдвигали таких
вот Карасиков. И, тем не менее, он – смешной, полный, в
штанах-гольф, которые на нём, как на корове – седло, да ещё со
своим робокопом.
Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В
Калягин
За милым инженером по-дурацки волочится провинциалка Груша,
осмелившаяся порвать со своей "никчёмной" жизнью, и устремившаяся в
город – туда, где по проспектам, наполненным электро-светом,
фланируют упитанные инженеры. Таким образом, лирической паре -
Антон + Настя соответствует пара комическая – Груша +
Карасик.
Татьяна Гурецкая — Груша Кадр из фильма "Вратарь"
(1936). Художники П Якимов и В Калягин
Этот фильм, как и большинство кинокартин 1930-х, лишён
глубокого психологизма, зато в нём есть ураган живой энергии. Много
экранного времени отведено самим матчам, что говорит о повышенном
интересе зрителей к состязаниям, тогда как всё остальное, включая
любовные линии, удалено на второй-третий план. Кроме того,
тщательно фиксируются спортивные сооружения в неоклассическом стиле
- античные тела позируют на фоне портиков, колонн и балюстрад.
Наивное язычество предвоенной поры!
Афиша того матча, что будет назван Матчем смерти и -
памятник ребятам в Киеве.
К слову, у этой светлой и радостной ленты есть чёрная, точнее даже
обугленная страница – в массовке играли настоящие футболисты (что
естественно), в частности, мальчики из киевского "Динамо", многие
из которых станут участниками так называемого Матча Смерти,
устроенного фашистами в Киеве в 1942 году. Вот эти кадры из фильма
"Вратарь" - единственные, где можно увидеть то "Динамо - Киев", и
они (эти кадры) ещё раз подчёркивают, что футбол, война и смерть в
те годы – они где-то рядом.
Отсюда Отсюда
Отсюда Отсюда