"Спартак", или "Мы пойдем другим путем!"
catherine_catty — 21.10.2024 Я второй раз сходила на балет "Спартак" театра Классического балет Касаткиной и Василева. Почему я решила повторить? Дело в том, что год назад я, не подумав, взяла билет на 2 ряд. И все бы ничего, но балет шел в РАМТе, а там между зрителями и сценой расстояние небольшое. В результате я с большим удовольствием отслеживала детали костюмов и мимику танцоров, но общей картины не видела. Теперь же я хотела оценить балет в целом, чему способствовало то, что он шел в Кремлевском дворце.Что сказать? Мое мнение не изменилось. Весьма приличная постановка, интересная в первую очередь своей непохожестью на другие (а я видела еще две, Большого театра и Минского театра). Дело в том, что Хачатурян написал музыки много. Очень МНОГО: на пять часов. Как вы понимаете, ни ставить балет такой протяженности, ни танцевать его энтузиастов не нашлось. Поэтому партитуру сократили раза в два. Так вот, в балете театра Касаткиной и Василева можно услышать ту музыку, которая больше нигде не звучит. И, соответственно, увидеть другие сцены.
В этом балете сделан упор не на героическую борьбу соратников Спартака с римлянами, но на нравы Рима времен упадка Республики и на личность Спартака. Поэтому некоторые зрители, думающие, что им сейчас покажут "как у Григоровича", предъявляют претензии. Господа и граждане, аннотации читать надо! Театр на каждом столбе написал про эротизм и чувственные сцены.
Что касается исполнения, то я вспомнила интервью с М. Чино, солистом Большого театра. На вопрос журналиста, есть ли роль, которую он никогда не сыграет, он ответил: "Да, Спартак", потому что героический балет ему чужд. То есть, понимаете, да? Казалось бы, танцуй и танцуй, какая разница? А она есть. Спартак (и Красс тоже) - роли сложные, тут надо не только балетную подготовку хорошую иметь, но и определенный склад характера. У А. Хорошилова (Спартак) и Н. Чевычелова (Красс), к счастью, и с мастерством, и с харизмой все в порядке. Дуэт двух врагов получился отменным, один оттенял другого. Два главных женских персонажа также находятся в антитезе: куртизанка Эвтибида, жестокая и страстная (Н. Огнева) и возлюбленная Спартака нежная Аврелия (М. Волкова) совершенно не похожи ни по характеру, ни по рисунку танца. Не менее хорош был Метробий (С. Кузьмин). Это не просто мим, это своего рода пародия на Красса, карикатура на римского патриция.
Костюмы (благо я их отлично разглядела в прошлый раз) и антураж весьма продуманы и зрителю, сидящему в первых рядах, кроме чисто эстетического наслаждения еще можно развлечься, разгадывая намеки художника-постановщика И. Сумбаташвили. Тут и кубки для вина, и ожерелья в виде змей у танцовщиц, и котурны у Суллы, закрытые шлемы у андабатов и пр.
Минусы - чисто исторические.
Сцена жертвоприношения дивно хороша. Какие костюмы! А алая ткань, как знак пролитой крови! Проблема в том, что весталка - это САМАЯ почитаемая женщина в Риме времен Республики, где казнили даже тех, кто ее оскорблял. То есть, принести такую важную персону в жертву - это то, чего не могло быть никогда, вообще никак. Я бы предложила убрать всякое упоминание о весталке, тогда будет все в порядке.
За приглашение спасибо Ивану Архипову, Людмиле Кондратьевой и сообществу Мой взгляд.
Фотографии с сайта театра https://classicalballet.ru/spartak плюс пара моих снимков.
#касвас #спартак #балет #хачатурян #мойвзгляд #moivzglyad
|
</> |