
SpaceShipTwo не завелся


SpaceShipTwo в монтажно-испытательном комплексе, фото Virgin Galactic
Запуск VSS Unity, который стал уже 19 для космоплана, снимали энтузиасты космонавтики с сайта Nasaspaceflight.com, и благодаря им у нас есть оперативно опубликованные кадры произошедшего. При желании можно посмотреть трансляцию (с 1:22:59), но фото несколько лучше качеством.

Фото Jack Bayer/Nasaspaceflight
После сброса космоплана с самолета-носителя WhiteKnightTwo кажется, что все штатно - пламя включившегося двигателя прекрасно заметно.

Фото Jack Bayer/Nasaspaceflight
Но не тут-то было - на следующем фото видно выключение двигателя.

Фото Jack Bayer/Nasaspaceflight
И наиболее интересно последнее фото. Здесь мы видим, очевидно, слив окислителя. Двигатель SpaceShipTwo гибридный - твердое топливо сделано на основе полибутадиена HTPB, а окислитель, закись азота, жидкий. Для задачи возить космических туристов это весьма любопытный выбор - компоненты нетоксичны, не должны храниться при низкой температуре, и, в отличие от твердотопливного двигателя, гибридный можно выключить хоть через секунду после зажигания. Впрочем, несмотря на вроде бы простоту, двигатель для космоплана разрабатывался долго, с массой проблем и даже катастрофой с человеческими жертвами в 2007.
The team installed the rocket motor into SpaceShipTwo Unity ready for our November flight. Our team holds the world record for building and flying, ‘the most powerful hybrid rocket motor used in a crewed spaceflight.’ Who's looking forward to seeing it in action again this month? pic.twitter.com/ssM3bs3ERz
— Virgin Galactic (@virgingalactic) November 11, 2020
Установка шашки твердого топлива с соплом в SpaceShipTwo
Происшествие показало адекватность заложенных в план полета мер безопасности - самолет-носитель сбрасывает SpaceShipTwo в точке, из которой он способен спланировать на аэродром даже в случае полного отказа двигателя. Собственно говоря, план полета построен так, что безопасное возвращение на аэродром возможно в любой момент. А конструкция космоплана пережила посадку с дополнительным грузом нерастраченной шашки твердого топлива в задней части фюзеляжа. Впрочем, VSS Unity еще не достиг штатного эксплуатационного веса - продолжаются работы по формированию облика пассажирской кабины, и на борту не было туристов.
Невыполнение программы полета не помешало отснять и опубликовать симпатичные кадры посадки аппарата. Ничего особенного здесь не заметно, выдвинутая под брюхом небольшая деталь с бело-красной окраской - штатный воздушный тормоз, хорошо различимый на других фотографиях.
В течение суток после происшествия Virgin Galactic назвали непосредственную причину происшествия - бортовой компьютер, управляющий ракетным двигателем, потерял соединение, и автоматическая аварийная процедура остановила двигатель. Компания сообщила, что дата следующего полета и дополнительная информация о происшествии будут объявлены дополнительно.
VSS Unity - второй экземпляр SpaceShipTwo. Первый, VSS Enterprise, был потерян в катастрофе 2014 года. Полет 12 декабря для VSS Unity стал двадцатым по счету компании, но в разных источниках, в зависимости от определения полета, указываются разные числа. В декабре 2018 и феврале 2019 космоплан поднялся выше 50 миль, границы космоса по определению NASA. Начиная с 2020 года полеты проводятся из Космопорта Америка (штат Нью-Мексико), и запуск 12 декабря позиционировался как этапный - штат Нью-Мексико стал бы новым местом, с которого люди отправлялись в космос (пусть и по суборбитальной траектории). Космоплан пилотировали ветеран программы шаттлов NASA Уилфорд Стеркоу (4 орбитальных полета) и летчик-испытатель Virgin Galactic Дэвид Макай (David Mackay). На борту также были оплаченные NASA эксперименты по программе Flight Opportunities.
Virgin Galactic с космопланом SpaceShipTwo, как и их ближайший конкурент, Blue Origin с многоразовой ракетой New Shepard, уже много лет ведут работы по созданию систем суборбитального космического туризма. Несмотря на неоднократные планы отправить первых туристов уже "в следующем году" и более десятка испытательных полетов у каждого из проектов, дата запуска первых суборбитальных туристов, некоторые из которых приобрели билет годы назад, все еще остается неопределенной.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

|
</> |
